Будь в курсе
событий театра

Гости Литературных вечеров в библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

22 июня в читальном зале Областной государственной универсальной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского состоялась встреча читателей и участников Литературных вечеров «Этим летом в Иркутске-2015»: писателей Алексея Варламова, Валерия Попова и Евгения Водолазкина.


Встреча продолжалась долее намеченного времени: интересный разговор затронул произведения прозаиков и различные стороны литературы вообще. У Валерия Попова слушатели спрашивали о том, как ему удаётся находить столь  необычные сюжеты для своих книг, чему посвящено его твоерчество. Валерий Георгиевич привёл в пример несколько забавных случаев из разряда тех, которые постоянно с ним происходят и дают пищу и без того богатому воображению писателя.


«Мой вечер назывался «Жизнь как литература», – рассказал Валерий Георгиевич. – Я поделился со зрителями своими мыслями о том, как литература влияет на действительность и наоборот. Это процесс очень интересный и, мне кажется, крайне важен ответ на вопрос: жизнь сочиняет нас или всё-таки мы сочиняем жизнь? Ощущение, что моя эпоха прошла, у меня было уже раз пятнадцать. А потом оказывалось, что нет. Жизнь подкидывает всё новые сюжеты».


Читателей интересовала история создания «Лавра» и «Соловьёва и Ларионова». Также вопросы, заданные Евгению Водолазкину, коснулись «подвига юродства» и соотнесения истории с личностью.


«У истории не цели, – отвечал Евгений Германович. – Человечество состоит из народов, у каждого из них своя цель, которые могут и не совпадать. История же – это рама, в которой картину пишет каждый из нас. Я считаю, что персональное начало очень важно. Такая позиция очень чётко сформулирована в христианстве: как наш ответ на Страшном суде, так и путь отдельного человека в условиях своего времени – это персональное делание, твой личный вклад в бытие».


Алексея Варламова просили подробнее рассказать об общении с Валентином Распутиным, Геннадием Сапроновым, Александром Солженицыным.


«Я считаю, что Солженицын величайшее явление русской литературы, – заметил Алексей Николаевич. – Его поступки, судьба, выстроенная им жизнь стали одним из лучших его произведений. Знаю людей, которые считают, что он принёс России зло – и категорически с этим не согласен. Солженицын любил Россию. И его борьба с советским строем мотивировалась не местью, а взглядом на вещи. Иногда нелюбовь к Солженицину объясняется  его явлением как величины, поражающей воображение. Некоторым хочется видеть человека поменьше. Его очень любил и уважал Валентин Григорьевич Распутин, и это было взаимно. Александр Исаевич не требовал, чтобы все люди, которые его окружают, являлись диссидентами или подпольщиками. Он видел, что в русской прозе XX века выделялось направление, существовавшее так, как будто и не было вокруг никакой советской власти. Солженицын относил к нему Белова, Астафьева, Распутина. Я считаю, что России необыкновенно повезло, ведь в её истории рядом существовало так много разной литературы».


Фото: Анатолий Бызов

01.07.2015