Будь в курсе
событий театра

Гости Литературных вечеров в библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Валентин Курбатов, Владимир Толстой, Александр Карташов, Екатерина Толстая – 18 июня гости Литературных вечеров «Этим летом в Иркутске» в читальном зале творчества Валентина Распутина встретились с читателями Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского.
 

Открыл встречу Советник президента по культуре и искусству, председатель Совета при президенте по русскому языку Владимир Толстой: «Образовался незримый мощный мост между «Ясной Поляной», находящейся далеко в Тульской губернии, и Иркутском. Гостями Литературных встреч по большей части были бессменные участники Яснополянских встреч, лауреаты самых престижных, честных и справедливых литературных премий в России: Михаил Кураев, Игорь Золотусский, Лев Аннинский, Валентин Распутин, Алексей Варламов, Павел Басинский.  И я, и Валентин Курбатов, как жюри премии «Ясная Поляна», 12 лет подряд читаем все, что написано в современной литературе. В этом году за два месяца нам предстоит прочитать 60 романов. Поверьте, это не развлечение, а каторжный труд. Произведения проходят тщательнейший отбор: эту премию не может получить яркая постмодернистская книга, производящая на читателя разрушающее действие. Мы ищем тексты, написанные в толстовской традиции созидания. Читая современную литературу, мы видим картину сегодняшней России: о чем пишут люди, о чем думают, чем живут. Помните, когда выбирали первый Верховный Совет в конце 80-х: в него вошли писатели Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев. Тогда именно эти люди были значимыми, их мнение было важным. Совсем недавно мы наблюдали период, когда литература оказалась на обочине жизни, общественный градус сместился в другую сторону: в состав Государственной Думы входят спортсмены, медийные фигуры…. Но мне кажется, сейчас что-то меняется, руководство страны задумалось о развитии культуры в общем, и литературы в частности. Будем надеяться, что в скором времени у нас появится возможность править то, что происходит в школе, в сознании, в русском языке».
 

Читатели библиотеки интересовались событиями музейного мира, животрепещущими вопросами среднего и высшего образования, проектами Музея-усадьбы «Ясная Поляна», историей создания произведений Льва Толстого. О Литературных вечерах «Этим летом в Иркутске» рассказал участникам встречи известный критик, литературовед, прозаик Валентин Курбатов: «Сегодня проходят VIII писательские встречи, родился же этот проект семь лет назад, в юбилейный для Валентина Распутина год – писателю исполнялось 70 лет. Столько же времени прошло со дня рождения драматурга Александра Вампилова. Раздумывая над тем, как отметить обе эти важные для Иркутска даты, мы вспомнили Вампиловскую пьесу «Прошлым летом в Чулимске», спектакль по которой и сейчас идет на сцене Иркутского академического театра. В этой истории официантка Валечка постоянно чинит калитку, и когда у нее спрашивают, зачем, она отвечает: «Чтобы забор был целый». Так появилась мысль под этим негласным девизом провести в Иркутске Литературные вечера, и назвать их «Этим летом в Иркутске» - в память о «Прошлым летом в Чулимске». С тех пор литераторы приезжают сюда и упрямо поднимают «забор» культуры и русского духа. Пока готовятся Литературные встречи, мы поглядываем друг на друга через все пространство России и чувствуем взаимную ответственность друг перед другом: нельзя солгать, участники прежних Литературных вечеров не дадут нам это сделать. И мы уже не можем разлучиться и слетаемся на эти встречи как одна семья».
 


«Когда-то Михаил Бахтин, философ и ученый, мальчиком в 21 год написал самую лучшую свою статью «Искусство и ответственность», где было сказано самое дорогое: если вам не нравится ваше искусство, посмотритесь в зеркало, - отвечал Валентин Яковлевич на вопрос о развитии современного культурного пространства. - Не вы ли дали ей повод быть столь невзрачной, ведь литература только отражает то, что есть в обществе. Если вам сегодня не нравится, как вы выглядите, посмотрите, какую книжку вчера прочитали. Может быть пустой и вздорный текст исказил ваши черты. Слово и человек так взаимно сцеплены друг с другом… так ответственны! Все мы дети Толстого, Достоевского, Некрасова, Пушкина – все до одного. И поэтому сейчас мы с таким беспокойством глядим на Слово, на то, как оно расточается, становится непонятным. Если мы вернем Слово, то спасем Отечество, и детки наши будут здоровы, и внуки, и правнуки. Вот для этого мы с вами и собираемся на Литературных вечерах «Этим летом в Иркутске». На них Слово возвращается в культурное пространство, но не в том развязном виде, который мы часто наблюдаем в книжных магазинах, с кричащим на роскошных, блистательных обложках желанием: «Купи меня, и меня купи!». Оно приходит к нам в первоначальном высоко-сущностном значении. Странно представить, что где-нибудь кроме Иркутска, можно было бы сегодня собрать полный зал на вечер литератора. Здесь слышится особая интонация, внутреннее настроение, ответственность перед Валентином Распутиным за состояние духа, за чистоту, за внутренний порядок.
 

Все чаще раздражает поэтов политическая мысль, но мало кто ее слышит. Прохожие идут мимо, прорываются сквозь текст, который (как кажется чтецу) и мертвого мог бы остановить! Но политический глагол уже не достигает нашего сердца. Уходит из литературы и пейзаж. Она предпочитает говорить о разборках, убийствах, деньгах, а меж тем пейзаж писали не для того, чтобы словесно изобразить картину. Он был необходим для того, чтобы потом, когда человек заговорит, было понятно дитя какого он пространства. Звучат ли в его речи туманы, летит ли кукушка, поднимаются ли рассветы… живет ли он посреди России. Сейчас не принято так говорить. Когда мы с вами в последний раз слышали слова «народ», «Родина», «Отечество»? Они стали забытыми, устаревшими. Раньше, произнося: «Народ», - знали, о чем мы говорим, чувствовали спиной это слово. А сегодня мы скажем: «Народ», - и провалимся. Рассматривал однажды старый словарь русского языка, составленный до Даля, в XVIII веке, и нашел там слово «клево» - устаревшее тверское «хорошо». Слова возвращаются. Будем надеяться, что слово «народ» вернется быстрее, чем через два столетия».
 

«Я перестал ходить в театр. – отвечал Валентин Курбатов на вопрос о любимых спектаклях. - Сейчас перед тем как купить билет нужно спрашивать: «А с дамой на этот спектакль можно пойти?». Большинство пьес выражаются так решительно... как иной раз и в подворотнях не решились бы. Особенно большими мастерицами в этом стали женщины: расстегивают пуговицы на блузочках, потом на штанишках…. И говорят при этом: «Ну, как же! Великий постмодернизм, дивные театры!». Я не могу назвать великих современных драматургов в наше время тотальной свободы и отсутствия человеческой ответственности. Хотя где-то, может быть, и рождаются пьесы высокого достоинства. Уже три раза на иркутской сцене я смотрел спектакль по повести Валентина Распутина «Последний срок» и всякий раз видел, для чего рождена драматургия. Она надобна не для облекания эротических упражнений, а для выражения главных вопросов бытия». 

 

Фото: Ольга Ковшикова, Рада Зяблова

Автор: 
Ольга Олекминская
24.06.2014