Режим для слабовидящих Обычный режим

Голоса вампиловского фестиваля: система Станиславского как ключевой элемент театральной системы

Версия для печатиВерсия для печати

С 16 по 22 сентября в Иркутске прошёл 12-й международный театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова. Во время фестивальной недели в Иркутске побывали режиссёры, драматурги и критики из разных городов, которые поделились с иркутской публикой опытом работы в театральной сфере и размышлениями о том, какие проблемы ставит перед ними современный театр. Одной из таких творческих встреч стал круглый стол с театральным критиком Лидией Алексеевной Боговой, посвящённый злободневной теме «Какая школа – такой и театр».
 

Лидия Алексеевна долгое время проработала помощником Олега Табакова, и знает не понаслышке, с какими сложностями сталкиваются ребята, которые хотят стать артистами. В первую очередь, для студента театрального ВУЗа важно найти мастера, который поможет ему состояться в профессии. Первые трудности на пути вхождения актёра в профессию начинаются в этюдном периоде, который К. С. Станиславский называл способом воспитания актёра и «средством вспомнить жизнь». Актёрская работа, помогающая достичь высот, состоит из тренинга и муштры, поэтому школа имеет первостепенное значение в становлении актёра. Для того чтобы освоить принцип Станиславского «Я есть в предлагаемых обстоятельствах», актёр должен научится внутреннее переживание переводить на внешний план, чтобы стать для зрителя живым человеком. Труд педагога заключается в том, чтобы помочь артисту пройти путь открытия самого себя, неведомого, свободного и способного найти своё место в неизвестном. Этюдный период закладывает на курсе основы коллективности как важного элемента театра.
 

В театральном процессе необходима непрерывность, которая является одним из ключевых условий развития театра, поэтому сегодня театральная педагогика переживает общий кризис, так как в педагоги идут те, кто сам не состоялся как артист и отрицает систему Станиславского. Всё вместе связано с общим кризисом, который переживает психологический театр. Проблемой современного актёра становится поиск мастера, поэтому лучше всего учиться у разных мастеров, чтобы достичь в профессии определённой зрелости.
 

С уходом из профессии мастеров из театра уходит смысл. На уровне государства объявлена новая система ценностей, которая пагубно влияет на театр - репертуарный театр расшатан, что приводит к изменению самой структуры существования театра. Отказавшись от достижений прошлого, педагогика и театр становятся выхолощенными, и в итоге театр перестаёт волновать зрителя чувством. Психологический театр переживает не лучшие времена, отсутствуют психологический роман, психологическая драма, нет открытия новых художественных сценических средств. Вместо спектакля режиссёр делает медиапроект, в котором занимательность в ущерб смыслу выходит на первое место. Среди режиссёров, актёров и драматургов процветает эгоцентризм: драматурги переписывают классику, актёры не любят работать над этюдами, режиссёру неинтересны драматург и актёр, - всё вместе накладывается на противоречия в трактовке спектаклей, которые в целом разрушают творение автора.
 

По мнению Боговой, современный театр стоит на пороге мучительного возвращения к старой школе. Связка «драматург-режиссёр-актёр» является основой русского психологического театра, а смысл спектаклю задаёт радость совместно выстраданного художественного смысла, который делает спектакль живым и дарит ему долгую сценическую жизнь.
 

Критериями, которые помогут отличить предмет «искусства» от «неискусства», Лидия Алексеевна считает выдвинутые Андреем Девятовым тезисы, в которых он определил «внутреннее содержание культуры как единство этики, эстетики и логики сердца».
 

Подытоживая, участники круглого стола пришли к выводу, что очень важно сохранить театральную школу, которая является залогом духовного развития человека.

Фото: 
Николай Благонравин
Автор: 
Елена Жданова
19.12.2019