Гоголь, Куприн и Тургенев
Разработка сайта:ALS-studio
Версия для печати Действие спектакля разворачивается в ресторане при гостинице, в которой остановилась компания опытных шулеров, приехавших в город, дабы облапошить простодушных граждан. Однако вскоре у них появляется конкурент по фамилии Ихарев (арт. Степан Догадин), тоже опытный игрок в карты, только что выигравший 80 тысяч рублей наличными. У него и колода своя есть, любимая настолько, что удостоена человеческого имени — Аделаида Ивановна. С ней он и советуется, и обнимается, и жалуется ей на жизнь, и в конце концов предает ее (роль роковой колоды карт играет Светлана Светлакова). Ихарев знакомится с картежниками: Кругелем (Дмитрий Акимов), Утешительным (Василий Конев) и Швохневым (Алексей Орлов) с намерением их обыграть, но те, обнаружив в нем шулера, предлагают работать вместе. А дальше начинается самое интересное — кто кого переплутует. Для читавших первоисточник сюрпризов в развязке, конечно, не будет (режиссер и артисты строго следуют букве классического текста), а вот всем остальным предстоит сильно удивиться, сколь искусен бывал обман в XIX веке.
Сразу три премьеры на прошлой неделе могли посмотреть любители театрального искусства в Иркутске.
Разные сцены, режиссеры, жанры, подходы, но объединяет их одно — иркутские театры по-прежнему остаются верны классике. В этот раз в центре зрительского внимания — произведения по Куприну, Гоголю и Тургеневу. ВФ посмотрел все спектакли и остался доволен.
Плут плута плутее
Историю вечного российского плутовства предлагает зрителям актер Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова Дмитрий Акимов. Свой первый спектакль «Гоголь/кафе» он поставил на «Другой сцене» под чутким руководством художественного руководителя театра Геннадия Шапошникова. Жанр постановки определен как мистификация на тему пьесы Николая Гоголя «Игроки».
Когда в драмтеатре создавалась Другая сцена, худрук и директор сразу говорили, что это будет площадка для экспериментов, современных пьес и неожиданной режиссуры. Экспериментального в «Гоголь/кафе» действительно хватает. Спектакль оформлен так, что должен привлекать молодую публику и быть ей понятным. На стенах, как в любом современном кафе, — плазменные панели. Они время от времени показывают то нарезку из сюжетов «Евроньюз», то мультипликационные зарисовки, наглядно иллюстрирующие рассказы героев. Во время карточной игры на экранах включается изображение с видеокамеры, подвешенной над столом. 50 зрителей (именно столько мест на «Другой сцене») наблюдают за тем, кто кого перехитрит, с трех сторон, как бы окружая игровое пространство спектакля. При этом герои свободно снуют между рядами, а музыканты и вовсе находятся за зрительскими спинами. Иногда герои рвутся на сцену к музыкантам, становятся перед микрофоном, но, вместо того чтобы запеть, произносят монологи. Однако песня в спектакле все же заготовлена — она прозвучит в финале, и тогда всем должно стать ясно, что каждому плуту готова дорога на Магадан, а уж поскольку врут все, то нечего на зеркало пенять.
Честь как она есть
Иркутский музыкальный театр им. Н.М. Загурского впервые взялся за совсем не характерный для себя материал — повесть «Поединок» Александра Куприна силами петербургских режиссера, композитора и драматурга превратилась в мюзикл, не растеряв при этом своей серьезности. «Иркутский музыкальный театр — один из самых смелых в России, руководство не боится брать в работу абсолютно новый материал, — рассказывает композитор Владимир Баскин. — Благодаря иркутскому театру увидели свет уже две моих работы — несколько лет назад мюзикл «Призрак замка Кентервиль», который идет уже в нескольких театрах России, а теперь вот «Поединок». Надеюсь, что с вашего театра он тоже пойдет в других городах. Но Иркутск может гордиться, что именно здесь были мировые премьеры».
Постановку «Поединка» доверили хорошо знакомому иркутской публике режиссеру Сусанне Цирюк, эта работа на иркутской сцене для нее уже седьмая, а предыдущий спектакль, который она поставила в музыкальном театре, «Граф Люксембург», номинирован в этом году на «Золотую маску». Кстати, именно она предложила театру это название. «Я хорошо знакома с автором музыки. И я ее просто услышала, когда он работал над ней для драматического театра. Постановка, кстати, не состоялась, — рассказывает Сусанна Цирюк. — А мне показалось интересным расширить музыкальный ряд и сделать спектакль в жанре мюзикла, потому что в этой литературе есть такая степень образной условности, для которой драматического театра мало. Это совершенно другой эмоциональный накал, и в этом смысле музыкальный театр дает эту эмоциональную свободу, пронзительность, лиричность, масштаб и драйв».
История любви поручика Ромашова (Евгений Алешин) к жене своего непосредственного начальника, капитана Николаева (Александр Айдаров) Шурочке (Александра Гаращук) доведет гарнизонного Дон Жуана до дуэли, которая закончится трагически. Произведение поднимает вопросы чести, достоинства, верности и предательства, армейской жизни и судьбы военного. Премьера удачно соседствует с праздником 23 февраля — и, по словам режиссера, спектакль как раз посвящен российским офицерам. Постановка даже получила подзаголовок «Офицерский роман в двух частях». Стоит отметить, что этот материал еще никогда не ставился ни в одном музыкальном театре страны, а учитывая, что 18 февраля и музыка Владимира Баскина, написанная специально для этого спектакля, прозвучала впервые, то премьера имеет статус мировой.
Романсы, военные марши, полька, танго и очень много вальсов — таково краткое содержание музыкальной части спектакля. Одна из режиссерских находок состояла в том, чтобы вывести духовую группу на сцену как одного из героев. Так, полковой духовой оркестр появляется в спектакле сразу в нескольких сценах и очень оживляет постановку.
«Для такого материала, который нехарактерен для постановки на музыкальной сцене, очень важна игра актеров, именно драматическая игра, — комментирует композитор. — И я считаю, что иркутские артисты очень хорошо справляются с этой задачей». Действительно, артисты в не очень привычном для себя материале стараются не только хорошо петь, но и хорошо играть. И отдельного упоминания в этом разговоре заслуживает Александра Гаращук, исполняющая роль Шурочки. Ее героиня, по ее собственным словам, «немного ведьма», и ее женские чары порой действительно похожи на что-то демоническое. Уставшая от скучной жизни в захолустье, мечтающая о столице, она, не любящая своего мужа, тем не менее цепляется за него как за последнюю надежду выбраться из гарнизонной глухомани. И в то же время не может не ответить на чувства юного офицера, сводя его с ума и не давая никаких обещаний быть вместе. Образ сложный, противоречивый, но Александра Гаращук в нем чувствует себя как рыба в воде.
Влюбленные куклы
Еще одна классическая история по великой русской литературе поставлена на камерной сцене Иркутского драматического театра. Режиссер — Сергей Филиппов из Томска, уже делавший на этой площадке спектакль по гоголевскому «Ревизору», поразивший зрителей сначала своим названием («Необыкновенные крысы неестественной величины»), а затем оформлением и костюмами. В этот раз молодой постановщик был более сдержан и ставил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева в традициях русского психологического театра. Но название, как и в прошлый раз, изменил — его постановка «Прекрасные люди» делает ставку прежде всего на актерскую игру, а не на визуальные эффекты (хотя яблоневый сад в глубине сцены, задернутый полупрозрачными занавесками, смотрится очень необычно). Стоит сказать, что артисты здесь и правда выкладываются по полной.
С появлением в семье богатого помещика Аркадия Сергеича Иcлaeва (артист — Игорь Чирва) молодого учителя (Егор Ковалев), нанятого давать уроки младшему сыну, все становится с ног на уши. Любовь нарушает размеренную деревенскую жизнь и начинает играть людьми как куклами. Здесь все влюблены: друг дома Ракитин (артист Андрей Винокуров) — в хозяйку Наталью Петровну (Виктория Инадворская), она — в учителя Беляева, к которому также неровно дышит семнадцатилетняя воспитанница Верочка (Татьяна Буйлова), впервые почувствовавшая любовное волнение. На ней в свою очередь готов жениться большой и глупый помещик Большинцов (Евгений Солонинкин) и так далее и так далее. Любовный многоугольник вносит немалое беспокойство в тихий семейный уклад.
Герои словно находятся не в своей власти и совершенно не могут справиться с нахлынувшими на них чувствами. Они и правда похожи на тряпичные перчаточные куклы, тут и там разбросанные по сцене, которыми управляет рука любви. Все они прекрасные порядочные люди, а потому не могут поступиться чувством приличия, отказываются от собственного счастья и уезжают из этой тихой дворянской усадьбы, окруженной райским садом, в котором яблоки познания превратились вдруг в яблоки раздора.
Фото Анатолия Бызова
Источник: