Будь в курсе
событий театра

«Главное в любительском театре — дух творчества»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

На прошлой неделе в поселке Большое Голоустное завершилась финальная часть X Областного фестиваля молодёжных любительских театров «Алые паруса». Лучшие любительские театральные коллективы региона показали свои спектакли и приняли участие в арт-мастерской «Театральное пространство Байкала», в рамках которой состоялись мастер-классы и тренинги. АН встретился с руководителем Молодёжного театрального движения Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова (главным организатором фестиваля) Маргаритой Подкорытовой, чтобы поговорить о том, чем и как сегодня живут любительские театры Приангарья.

 

— Маргарита, расскажи, пожалуйста, какова главная задача фестиваля «Алые паруса».

— Главная идея фестиваля — это созидание. Поэтому зачастую в финал отбираются коллективы не столько по уровню исполнительского мастерства — здесь все любители (хотя бывают очень профессиональные работы), а по тому, что они говорят со сцены. На мой взгляд, в любительском театре главным является не конечный продукт — в данном случае спектакль, а тот процесс, в который все вовлечены, пока готовят постановку.
 

— Увеличивается ли количество участников с годами?

— Конечно. Когда мы проводили первый фестиваль областного уровня, у нас было порядка 15 коллективов среди участников, в этом году — 44 заявки. И что интересно, иногда фестиваль становится стимулом для появления новых коллективов. Бывает так, что поначалу новички просто присматриваются к тому, что и как происходит на фестивале, но с течением времени все больше включаются в этот процесс и делают спектакли, которые оказываются в финале, а сами коллективы, соответственно, попадают на арт-мастерскую. В этом году такое произошло с молодежным театром «Кубок Гиппократа».
 

— Расскажи о том, как устроен фестиваль, ведь получается, что он растянут чуть ли не на год.

— «Алые паруса» начинают свою работу в январе, когда мы распространяем положение о фестивале и объявляем о своей готовности принимать заявки. Формируется список участников, после чего мы начинаем отсматривать спектакли. В финал не могут пройти все, потому что арт-мастерская на Байкале — это своего рода награда театру за его работу. Тем не менее уже третий год подряд в августе мы собираем 120 человек, для которых проводятся мастер-классы по театральному мастерству, проходят разборы театральных постановок, устраиваются показы спектаклей. Фестиваль — это прежде всего обучение друг у друга, но и встреча со зрителем, конечно.
 

— Как можно в целом охарактеризовать любительские театры Иркутской области? Что их объединяет?

— Как проходит отбор лучших спектаклей?

— В этом году мы проводили отборы в Братске, Ангарске, Усолье-Сибирском и Иркутске, и многие коллективы приезжали туда, куда им было ближе. А вообще, если посмотреть на карту Иркутской области, за эти 10 лет мы побывали во всех районных центрах и видели самые разные коллективы. Конечно, чем ближе ты находишься к Иркутску, Братску, Ангарску, Усть-Илимску, тем больше у тебя возможностей. Но в отдаленных городах тоже есть своя жизнь, самодостаточная среда и свой зритель. Там работают люди, которые действительно этим живут, и именно на них держится культурная жизнь в этих городах. Если этих людей оттуда убрать и перестать показывать спектакли в клубе, сам клуб просто не будет работать. Например, много мероприятий, которые проводятся в Железногорске-Илимском, связаны с театром Ирины Бушуевой, и театр уже становится небольшим культурным центром, к которому тянутся люди. И дома культуры в малых городах продолжают существовать во многом благодаря именно любительским театрам.

______________________________________________________________________________________________________________________________________
Многие думают, что любительские театры — это махровая самодеятельность, не имеющая отношения к настоящему искусству. Но, как известно, еще Вахтангов говорил, что театр кончается, когда теряет студийность. Театр — это, конечно, сложная профессия и тяжелый труд, но в первую очередь это творчество.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Из любительского театра это ощущение не уходит, потому сами коллективы держатся именно на этом. А в профессиональном театре этот дух иногда теряется.
 

— Кто обычно руководит этими коллективами?

— Во-первых, их объединяет любовь к своему делу, но очень важна и командная работа, которая не менее важна. В любительском театре нет строгого разделения обязанностей, все отвечают за все. Поэтому если человек берет на себя ответственность и обязательства, а потом не выполняет их, то страдает все дело в целом. И поскольку любой любительский театр — это дело добровольное, там занимаются только те люди, которым это действительно нужно. Там нет случайных людей. Поэтому при всей видимой вроде бы нестабильности и ненадежности любительские театры — это очень сплоченные и надежные творческие сообщества. Некоторые посвящают этому всю жизнь.
 

— Несмотря на то, что коллективы любительские, чаще всего ими руководят профессиональные люди. Например, окончившие Иркутский колледж культуры или академию культуры и искусств в Улан-Удэ, есть и те, кто оканчивал московские вузы. Но все равно, даже если кто-то не имеет специального образования, если человек начинает этим заниматься, участвует в фестивалях, мастер-классах, то он неизбежно приходит к выводу, что образование необходимо.
 

— То есть в итоге все равно конечная цель — наращивание профессионализма.

— Не совсем так. Бывают люди, не созданные для театра, но искренне любящие его. Леонид Беспрозванный, режиссер народного театра «Чудак», в своей книге писал, что:

______________________________________________________________________________________________________________________________________
Для любительского театра не столько важен талантливый актер, сколько в принципе преданные люди, которые очень любят то, чем они занимаются. Потому что талантливый актер заинтересован прежде всего в своей самореализации, а не в театре в целом.
______________________________________________________________________________________________________________________________________

А те, кто на самом деле любит театр и неустанно трудится, иногда доплывают до большой глубины. И очень интересно наблюдать, как растут коллективы и отдельные люди, которые уже много лет участвуют в нашем движении.
 

— Хотелось бы узнать о литературных предпочтениях коллективов, что, скажем, они любят ставить?

— Есть определенный круг режиссеров, которые считают, что всегда нужно начинать с классики и заканчивать классикой. Но многие начинающие режиссеры боятся брать в постановку классические произведения. Однако выбор материала — это основа для любого театра. Ведь самое важное — для чего ты выходишь на сцену и что ты с этой сцены говоришь людям. Ставят очень разный материал: есть коллективы, которые успешно работают только с современной драматургией, кто-то специализируется на классическом материале. И всегда выбранное произведение — это определенный договор, потому что всем должно быть интересно работать над ним. В этом тоже отличие от профессионального театра. Если все же говорить о тенденциях, можно сказать, что многие любят Теннеси Уильямса, практически все обращаются к Чехову, но ставят не «Чайку», а чаще всего рассказы.
 

— Как проходит арт-мастерская на Байкале?

— Там проводится множество мастер-классов по различным направлениям. Традиционны занятия по сценической речи, в этом году впервые прошел мастер-класс по сценическому движению. Были и совсем необычные тренинги. Например, режиссер Саша Прайс из Германии проводил занятия по актерской импровизации, а Илья Просекин из Москвы учил актерскому мастерству по методу статичных мизансцен. Многие очень заинтересовались этими нестандартными подходами. Кроме того, у нас состоялась театральная лаборатория, по итогам которой режиссеры собрали в одном спектакле пять разных рассказов Чехова. Также были обучающие занятия по продвижению театра в современном информационном пространстве, социальных сетях, по созданию театральных афиш. Многие просто не представляли себе, как ведется эта работа. Но в итоге заинтересованные участники увезли с собой очень хороший багаж знаний, которые потом им пригодятся в дальнейшей работе.

 

ОФИЦИАЛЬНО
 

Лауреаты Х Областного фестиваля молодёжных любительских театров «Алые паруса»:

Театр «Диалог», литературный театр «Слово» — спектакль «Павлин» (Н. Лесков).
Молодежный театр «Кубок Гиппократа» — спектакль «Это, девушки, война» (Т. Дрозд).
Народный театр «Факел» — спектакль «Нервные люди» (М. Зощенко).
Театр «Шаг вперёд» — спектакль «От красной крысы до зелёной звезды» (А. Слаповский).
Театр-студия «Бусинки» — спектакль «Станция, или Расписание желаний на завтра» (А. Витер).
Студенческий театр «Цилиндр» — спектакль «Рыжая пьеса» (К. Драгунская), спектакль «Чехов-лаборатория».
Театр «Вдохновение» и Молодежный театр «Ворона».
«Театр плюс» — спектакль «Абонент» (Сергей Терпугов в соавторстве со студийцами).

Автор: 
Антон Кокин
20.08.2015