Будь в курсе
событий театра

Герои Распутина: взгляд изнутри

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Артисты Иркутского драмтеатра – о своем восприятии персонажей писателя.
 

Наследие Валентина Распутина занимает особое место в регионе. Ведь для многих писатель с мировым именем еще и земляк, который ходил по тем же улицам, поднимал проблемы экологии Байкала и исчезающей деревни. Поэтому именно в Иркутске должен был появиться театральный фестиваль им. Валентина Распутина. И неслучайно с инициативой его проведения к 85-летию писателя выступил Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова, визитной карточкой которого уже многие годы является спектакль «Последний срок». Напомним, что этот шедевр театрального искусства был снят телеканалом «Культура» в числе лучших постановок страны.
 

В Иркутском драмтеатре есть еще один спектакль по повести Валентина Распутина – «Прощание с Матерой». Совсем другой по форме по сравнению с камерным «Последним сроком», более эпичный, но от этого не менее пронзительный. Нам стало интересно, как артисты, которые играют в этих постановках, относятся к творчеству писателя. Об этом мы спросили народную артистку России Наталию Королёву, заслуженного артиста России Степана Догадина и актера Алексея Орлова.
 

Наталия Королёва: «Последний срок» перевернул мою творческую судьбу
 

– Наталия Васильевна, как вы восприняли предложение исполнить роль старухи Анны в «Последнем сроке»?

– Это было в 2006 году, и мне тогда еще хотелось играть более молодых героинь, но поразмыслив, я согласилась, и если честно, не ожидала, что работа над этим образом меня так затянет. Я глубоко сердцем почувствовала повесть Валентина Григорьевича, и эта роль перевернула всю мою творческую судьбу. Я по-другому стала относиться к своей профессии, к тому, что я хочу сказать со сцены людям, пришедшим в театр. Спектакль живет уже 16 лет, мы трепетно к нему относимся, бережно обращаемся с текстом Распутина, не позволяя себе вольностей, и он до сих пор имеет успех у зрителей. Они и слезу роняют, и смеются, и размышляют о своих близких. Интересно, что эмоционально он попадает и в молодых, и в пожилых людей.
 

– Чем этот образ вас так зацепил?

– Тем, что она – настоящая. Распутин любит ее. А еще в процессе работы над образом, я поняла, что в нашей жизни все на самом деле просто. Есть земля, есть небо, трава, жизнь, которая нам дана свыше. И есть мы, люди – часть этой природы. Писатель нам говорит, что нельзя отрываться от нее. Конечно, меня восхищает мудрость, доброта, порядочность героини. На мой взгляд, в ней есть что-то от самого автора.
 

– Когда вы впервые познакомились с творчеством Валентина Распутина?

– Мы начинали его читать еще в 1960-х годах, когда были напечатаны в журналах его первые рассказы. Потом в Архангельске я была занята в спектакле «Живи и помни». А в Иркутске судьба привела меня буквально на одну улицу с Валентином Григорьевичем.
 

– Каким человеком он вам запомнился?

– Личного общения у нас было не много, но я помню его тихую интонацию, с которой он говорил и в выступлениях со сцены, и на конференциях. При этом я всегда чувствовала его внутреннюю силу. Он даже своим молчаливым присутствием притягивал к себе внимание. И я верила ему, ведь все, что он писал, он пропускал через сердце. Он так думал, чувствовал и так жил.
 

– Как он оценивал спектакль «Последний срок»?

– Ему он нравился, хотя это большая редкость, чаще авторам не нравится их произведения на сцене. Валентин Григорьевич смотрел наш «Последний срок», наверное, раз 10. Он уезжал на зиму в Москву, а когда возвращался в начале лета, то обязательно приходил на спектакль, один, с женой или с друзьями. Это было очень приятно и дорого нам – артистам.
 

Думаю, спектакль живет так долго, потому что мы выкладываемся на нем по полной, не на сто, а на сто двадцать процентов. Мы любим своих героев, как любил их Валентин Григорьевич.
 

– А «Прощание с Матерой»?

– Я совсем не похожа на Дарью – ни внешне, как описал ее автор, ни внутренне. Для меня она как вертикаль между небом и землей, и мне до нее тянуться и тянуться! Вообще, эти старухи – любимые персонажи Валентина Григорьевича. И я не перестаю восхищаться тем, как 30-летний писатель мог так хорошо понимать их психологию, мысли и чувства. Может, спектакль получился менее проникновенным, ведь он поставлен на большой сцене, но зато более поэтичным, даже былинным. Капельдинеры рассказывают, как молодые люди смотрят этот спектакль. Сначала они подхихикивают, а потом история их захватывает, и они начинают искренне переживать за этих стариков. Думаю, все дело в том, что в душе каждого человека есть укромный уголок, где живут любовь, сострадание, доброта.
 

– Знаю, что в «Последнем сроке» играла ваша внучка?

– Да, у нас в «Последнем сроке» почти не менялся состав, только дети подрастают. Там играет уже пятая девочка. И в один прекрасный момент дошла очередь до моей внучки Арины, которая играла там три года. Она очень ответственно к этому подошла, эмоционально все это переживала, говорила: «Мне так тебя жалко в конце!» И мы с ней говорили о том, что эта избалованная девочка оказалась самой доброй. Думаю, Распутин не зря приводит ее в конце к старухе Анне, он говорит, что еще не все у нас потеряно. И в этой девочке Анна возродится, продолжится.
 

Потом Арина подросла, и нужно было другую девочку вводить. Это, конечно, была для нее трагедия, но она поплакала, пострадала, потом приняла это и даже помогала новой актрисе ввестись в роль. Сейчас ей 14 лет, она занимается в театральной студии и хочет быть актрисой. Играла в «Земле Эльзы», а сейчас занята в «Поминальной молитве».

 

Степан Догадин: Герои Распутина близки мне по духу и темпераменту
 

– Степан Федорович, чем вам близок Павел из «Прощания с Матерой»?

– Павлу – 50, что соответствует моему возрасту и мировоззрению. Меня, как и его, волнует тема жизни, почему люди разных возрастов понимают эту жизнь по-разному. Я сейчас размышляю над тем, для чего живут старики, молодежь? Спектакль, конечно, получился более эпичным, чем камерный «Последний срок», но нам тоже очень дорога эта работа. Ведь он рассказывает о том, что целый пласт культуры ушел вместе с этими деревнями. И Валентин Григорьевич, на мой взгляд, здесь говорит о том, что нужно сначала хорошо подумать, прежде чем вмешиваться в устройство природы.
 

– Труппа ведь, когда работала над «Прощанием с Матерой», ездила в Аталанку?

– Да, мы ездили на родину Распутина, общались с жителями. Они рассказывали нам о времени затопления. Кстати, все по-разному относились к этому событию. Одни говорили, что это было правильно, другие – наоборот. Словом, у Распутина и было написано.
 

– А Михаил из «Последнего срока» похож на вас?

– Михаил – душевный парень, этим он мне сразу понравился. Играть его было легко, потому что он и по темпераменту, и по желанию что-то понять в жизни, и по отношению к матери со мной совпадал. Образы этих двух героев очень похожи. Тем более что в двух спектаклях моя мать – героиня Наталии Королевой. Там очень сильные женщины и какие-то неуверенные мужчины, потерявшиеся в современной действительности. Но в конце они оба приходят к правильному пониманию жизни. Наверное, Павел и Михаил – мои любимейшие роли. В своих произведениях Валентин Распутин писал про душу, желание людей понять друг друга, найти смысл жизни, почувствовать связь с природой. Сейчас я гораздо глубже понимаю то, что происходит с моими героями. С каждым спектаклем все больше и больше. А сейчас, после ухода мамы, еще больнее эти постановки играть.
 

– Когда вы впервые соприкоснулись с творчеством Валентина Распутина?

– Моя любовь к его творчеству началась еще в детстве с фильма «Уроки французского». Помню, я даже влюбился в эту учительницу. Потом начал читать его произведения. Кстати, у меня дома на столе стоит фотография Валентина Григорьевича и моей дочери. Они сфотографировались, когда мы ездили с этим спектаклем в Москву, где она играла. Он приходил смотреть спектакль, и для нас это была большая честь. Валентин Григорьевич был очень скромным человеком, несмотря на свое величие, никогда себя не выпячивал, был очень порядочным.
 

– Насколько, на ваш взгляд, сейчас актуален Распутин?

– Можно подумать, что Валентин Григорьевич писал о каких-то локальных вещах и проблемах деревни, но на самом деле за этим сюжетом стоят более глобальные вещи. Ведь в его произведениях рассказывается о родной земле, жизни, смерти, любви. Словом, о том, что волнует и волновало каждого человека во все времена, где бы он ни жил. Тем более интересно будет посмотреть спектакли по произведениям Распутина театров, которые приедут на фестиваль, ведь каждый видит что-то свое в его многогранной, глубокой прозе.
 

Алексей Орлов (I): Тема деревни всегда актуальна
 

– Алексей, как вы относитесь к своему герою Петрухе из «Прощания с Матерой»?

– Мне нравится роль Петрухи. Мой герой очень узнаваем. Я сам из деревни, из Забайкальского края, и у меня есть несколько таких знакомых, которые прямо Петруха во плоти. По сути, это такие незамысловатые товарищи, которые живут сегодняшним днем, им «море по колено», хотя в душе добродушные, как и Петруха, недаром мать рассказывает о нем, что принес котенка с улицы… Это один из характерных типов русского общества. Думаю, такой Петруха есть в каждой деревне.
 

– Когда вы впервые соприкоснулись с произведениями Валентина Распутина?

– Я слышал его имя, но читать начал только в Иркутском театральном училище. Первым произведением, с которым я столкнулся, был «Последний срок». Кстати, я очень люблю одноименный спектакль нашего театра. Ходил на него четыре раза и каждый раз открывал что-то новое. Крайний раз ходил на премьеру дочери, ей посчастливилось в нем участвовать. Мне кажется, что в нем есть душа и именно та, подлинная, атмосфера русской деревни. Ситуация, которая разыграна в спектакле, очень схожа с ситуацией семьи моего отца. Каждый раз, приходя на спектакль, я погружаюсь в атмосферу своего детства. Очень радует, что есть спектакли, где режиссер и автор не противоречат друг другу.
 

– Вы были знакомы с Распутиным?

– Волею судьбы я жил по соседству с Валентином Григорьевичем. Можно было просто выйти из дома и встретить его, поздороваться. Моя супруга долгое время просила меня взять у него автограф. А мне все было как-то неудобно, но однажды я набрался смелости. Он, кстати, тоже как-то застеснялся, но книгу подписал. И буквально через несколько месяцев его не стало.
 

– Насколько, на ваш взгляд, сейчас актуальны произведения Распутина?

– Тема деревни всегда актуальна. Просто сейчас на нее стали обращать меньше внимания. Некоторые утверждают, что деревня – это уходящая натура, но на самом деле она никуда не делась. Стоит выехать за пределы города, и вы сами в этом убедитесь. Но произведения Распутина гораздо шире и глубже этой темы, ведь там говорится о том, что волнует каждого человека, независимо от его места жительства.

 

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Елена Орлова
16.02.2022