Будь в курсе
событий театра

Геннадий Гущин: сценический мир – отражение действительности

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В 2000-м году в Иркутском академическом драматическом театре имени Н. П. Охлопкова заслуженный артист России Геннадий Гущин поставил мелодраму «Касатка» по одноименной пьесе Алексея Толстого. Спустя 20 лет режиссер вернулся к произведениям автора, и теперь готовит спектакль «Любовь – книга золотая». Специально для интернет-журнала «Глагол. Иркутское обозрение» Геннадий Гущин рассказал о борьбе Власти и Художника, оптимизме жизни и греческих частушках. Что ждать зрителям от нового спектакля?
 

Пьеса «Любовь - книга золотая» написана Алексеем Толстым в 1918 году. Она о том, как людям по сердцу обман и милый вымысел, а не жизнь в суровой реальности. А также о том, что настоящая любовь встречается крайне редко. По сюжету пьесы, императрица Екатерина Великая посылает в подарок одной из своих крестниц книгу под названием «Любовь – книга золотая». Этот подарок и становится камнем преткновения между дамой и ее мужем, который начинает ругать супругу за непослушание и пустые увлечения.
 

- Геннадий Степанович, ранее Вы уже работали с произведением Алексея Толстого и поставили «Касатку». Чем обусловлен выбор данной пьесы для спектакля?

- Пьеса выбирается к постановке, если не учитывать те, которые обязывает поставить определенное событие или мероприятие, в том случае, если легла на душу. И «Любовь – книга золотая» - как раз про это. Знаю пьесу более 20 лет и уже давно думал над тем, чтобы представить эту историю на сцене драмтеатра. Наконец, дождался постановки. Или пьеса дождалась. В общем, мы оба ждали и готовились к этому, так будет вернее.
 

В пьесе много юмора, который я люблю. И вместе с тем немало грусти, что невероятно важно. Это отражает саму жизнь, ведь в реальности всегда найдется место и для веселья, и для печали, и для радости, и для грусти. Трудно представить жизнь без того или иного.
 

- В спектакле одним из действующих лиц является императрица Екатерина Великая. Значит ли это, что не обойдется без аналогий с современной политической ситуацией?

- Да, конечно. Во всех произведениях, где присутствует власть: короли, императоры, президенты, чиновники – конфликт неизбежен. И когда бы это не происходило, легко узнаваема ситуация сегодняшнего дня. Государственная машина, преследуя свои «глобальные» цели, без всякой жалости может раздавить любого, кто даже по чистой случайности окажется на ее пути. «Так было, так есть и так будет». Достаточно просто внимательно присмотреться к действительности.
 

- Что ждать от постановки?

- Не знаю. Невозможно предсказать, что получится в итоге. Очень люблю, когда зритель смеется. Но, как в хорошем анекдоте, за смехом всегда сокрыт некий смысл. И я буду счастлив, если наш зритель его разгадает.
 

Человек заключает в себе все самое низкое и самое высокое одновременно. А вот что он сумеет в себе взрастить, что победит – Звериное или Божественное – зависит от него. Каин не сумел побороть зависть, совершил тяжкий грех – убийство брата Авеля. А Диомед и Главк из «Иллиады» Гомера, в страшном бою узнав, что их родители дружили, преодолели звериную ненависть и обнялись на поле боя. В человеке есть все, выбор – за ним.
 

- Почему говорят, что классика бессмертна?

- Потому что в ней заключены все смыслы, все, с чем может столкнуться и так или иначе сталкивается человек. Я смотрю на нашу жизнь пессимистически, а уже в философском смысле, касательно предназначения человека, его миссии, целей – оптимистически. Понятно, что существует так называемый культ Деметры, согласно которому мы умираем, чтобы возродиться вновь. Его можно по-разному трактовать. Вижу оптимизм в том, что за гибелью следует воскрешение. Вот в чем суть. Нужно давать человеку надежду на будущее. На мой взгляд, надежда заключена в самом человеке, она сокрыта в глубине его души. Жить – это и есть оптимизм.
 

- Что Вы стремитесь выразить спектаклем?

- Да просто хочется поразмышлять о жизни. Вот иногда посмотришь, что происходит вокруг, и ужаснешься. Ужаснешься тому, как мы во всем этом обустроились, будто так и должно быть. Вот что страшно. Даже в повседневности нас используют, как хотят, не считаясь ни с какими понятиями чести, достоинства, морали, нравственности. А в ответ получают лишь безропотное принятие и согласие, а не бунт и протесты. Об этом и будем разговаривать через смех и веселье.
 

Иногда на сцене нужно показать и ужас, окружающий нас в действительности. Необходимо этого для того, чтобы человек задумался о том, как он живет. И вот ведь парадокс: показывая мрак, открывается дорога к свету. Всегда можно найти надежду, спасительный выход. Я конструирую мир на сцене таким, каким его вижу в настоящее время. А уж решать – плюс в этом или минус – предстоит самому зрителю.
 

- Кто задействован в работе над спектаклем «Любовь – книга золотая»?

- В работе над спектаклем участвуют артисты: Алена Бочкарева, Игорь Чирва, Николай Стрельченко, Татьяна Двинская, Елена Мазуренко. Музыкальным оформлением занимается Андрей Волченков, написавший музыку для постановки «В день свадьбы» (спектакль Геннадия Гущина по пьесе Виктора Розова, премьера состоялась 1 марта 2019 года – примеч. автора). С художником – Игорем Капитановым – я также работал ранее. Костюмы создаст художник по костюмам Оксана Готовская. Хочу, чтобы Екатерина Великая появилась во всем великолепии. Всей командой мы приложим все усилия, чтобы передать спектаклем колорит эпохи и темы и идеи, волнующие умы далеко не одно столетие.
 

Постановка будет веселой. Люблю, когда зритель смеется. В жизни ведь очень много таких моментов, которые вызывают не то что улыбку, а становятся причиной неудержимого хохота. И хотелось бы, чтобы и «Любовь – книга золотая» подарил множество комического, заставил смеяться от всей души. В спектакле будут и танцы, и песни, и частушки на древнегреческий лад.
 

- Например?

- «Мой миленок, Одиссей, от тебя хочу детей, пусть у нас их будет трое, победим тогда мы Трою», «Афродита мылась в бане, там ее увидел Ваня, до чего ж ты хороша, древнегреческа душа». И много в таком духе. Но, и чтобы не обошлось без смеха сквозь слезы.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Светлана Шевченко
27.01.2020