Будь в курсе
событий театра

Гамлет в Иркутске

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутский академический драматический театр имени Н.П.Охлопкова замахнулся на «Гамлета». Обозреватель «Пятницы» побывал на общественном прогоне спектакля. Тем, кому предстоит посетить премьерные спектакли, Максим Воронцов обещает — будет интересно.

 
Принц Гамлет (Вячеслав Дробинков) беседует с мамой (Марина Елина). Трагедия основана на легенде о Гамлете, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком, и посвящена прежде всего мести — в ней главный герой Гамлет ищет отмщения смерти своего отца. Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида
 
Сюжет «Гамлета» знают наизусть все от мала до велика, и удивить публику какими-то новыми постановочными формами чрезвычайно трудно. Однако иркутскому режиссеру Геннадию Шапошникову это удалось! Видимо поняв всю бесплодность традиционных театральных решений, он решил вопрос радикально. Сначала сделал действие перпендикулярным зрительному залу, а потом и вовсе вынес этот зал на сцену. Да-да, вы не ослышались. Все те немногие зрители (не больше 200 человек), что попадут на этот спектакль, будут сидеть прямо на сцене, а актеры буквально станут играть прямо у их ног. В спектакле будет немало моментов, косвенно вовлекающих публику в происходящее действо, но о них я умолчу, чтобы не испортить сюрприза. Поверьте, оно того стоит. А сама форма подачи материала в «Гамлете» пусть и не революционна (по крайней мере, для московских постановщиков), но очень свежа, интересна и, самое главное, удачна!
 
Лично меня больше всего восхитили актеры. Молодые Гамлет (Вячеслав Дробинков) и Лаэрт (Василий Конев) буквально всей кожей излучают агрессивную необузданность своего неподдельного возраста, а их ровесница Офелия (Анна Дружинина), как и положено по роли, является одновременным воплощением маленькой игривой девочки и кокетливой юной красотки. Чрезвычайно хороши практически все второстепенные персонажи, особенно могильщики (Евгений Солонинкин и Игорь Чирва), инфантильный и немногословный Горацио (Олег Матэрн) и, конечно же, Розенкранц и Гильденстерн (Егор Ковалев и Алексей Орлов), которых в свое время обессмертил Том Стопард. Но главным актерским калибром валят зрителей наповал два мэтра — Александр Ильин и Николай Константинов, Клавдий и Полоний соответственно. Это уже вам не провинциальная драма, тут со сцены прет мощь поистине мхатовская или даже (в хорошем смысле) голливудская! Своей игрой этот замечательный актерский ансамбль добивается главного эффекта, того самого, ради которого зритель и идет в театр.
 
Невооруженным глазом видно, что и актеры, и режиссер, наверное, перечитали «Гамлета» во всех возможных переводах и пересмотрели все доступные экранизации. Совершенно точно могу сказать, что режиссер Шапошников очень внимательно смотрел фильм Аки Каурисмяки «Гамлет идет в бизнес», и готов поспорить, что актер Дробинков явно подглядел своего юного Гамлета у другого известного мстителя из картины «Банды Нью-Йорка» (где тоже сильны гамлетовские мотивы) в исполнении Леонардо Ди Каприо. Хотя иногда в его чертах сквозит и другой шекспировский персонаж, тоже в исполнении Ди Каприо, Ромео из «Ромео + Джульетта» База Лурмана. И совсем неплохо, это просто замечательно! Такая солидная подготовка к работе свидетельствует не только об уважении к зрителям, но и к своему творчеству. А что касается чужих мотивов в собственной работе, то в наш век победившего постмодернизма и многовековой истории самого «Гамлета» угадывание этих аллюзий и заимствований превращается в своего рода самостоятельное и увлекательное занятие...
 
Однако не обошлось и без ложки дегтя. Не знаю кого как, а меня лично сильно покоробила сцена с могильщиками, довольно фамильярно начавшими общаться с публикой в стиле покойного Яна Арлазорова. Вторым поводом для зрительского недовольства послужил неудачный кастинг на роль матери принца Гамлета Гертруды. Не хочу обижать актрису Елину, но это не ее роль. Вне зависимости от таланта, ума и способностей. Эта роль не идет актрисе — как сшитое по чужой фигуре платье. Наверное, потому что слишком доброе (по природной фактуре) лицо при стальном взгляде не позволяют ни расценить ее как роковую женщину, ни увидеть в ней заботливую мать. Однако, несмотря ни на что, можно смело сказать, что «Гамлет» — это самая большая удача уходящего театрального сезона, и не только в этом театре, но и во всем городе. И дай Бог, чтобы иркутские актеры и режиссеры почаще дарили своим землякам подобные подарки!
Автор: 
Максим Воронцов
29.05.2009