Будь в курсе
событий театра

Фестиваль. Постскриптум. Россия молодая: архангелогородцы на иркутской земле, или сказ про то, как царь Пётр с Карлом побратался

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Явление жителей славного города Архангельска иркутским встречающим проходило в три этапа. Первые прибывшие, уставшие и голодные, уточнили время заселения и отправились восполнять утраченную энергию и заедать переживания. Вторая делегация, куда более многочисленная, сначала развлекала самих себя (и проходящих мимо) воспоминаниями о былом, а позже, дождавшись-таки автобуса, совершила грандиозный марш-бросок  и радостно поехала до гостиницы. Третья волна вообще была представлена одним-единственным актёром, который приехал отыграть свой заключительный спектакль аж из Петрозаводска.
 

Собравшись воедино, труппа отправилась отсыпаться (сказывались перелёты и разница во времени). На следующий день намечался спектакль – «Россия молодая».
 

Именно тогда автор этих строк погрузился в беспробудную тоску, размышляя над вопросом «как лучше представить архангелогородцев». Изобразить жизнь в набросках – характера в полной мере не отразит. А вот взять интервью...
 

Виктор Петрович Панов, художественный руководитель театра, сидя в углу настолько сурово хмурил брови, что заставил нас испугаться праведного гнева. А вот брови режиссёра и сценографа Архангельского молодёжного театра (или театра Панова как его часто называют) Искандэра Сакаева (Санкт-Петербург), который принимал самое активное участие в репетиционном процессе, показались нам гораздо более миролюбивыми, что позволило нам набраться смелости и предложить Искандэру побеседовать. Интервью плавно перешло в русло монологической речи, которую даже вопросами перебивать не хотелось – они уже раскрывались в процессе.
 

- На самом деле подготовка началась очень рано, - рассказывает режиссёр. - У нас с июня начались все эти переписки, объяснения, был график утверждён, какие-то договорённости...
 

Но для меня лично это было событием, что спектакль вообще попал на фестиваль, тем более в режиме большой сцены.  Он абсолютно камерный, хотя в спектакле много персонажей и это вещь, сделанная в таком... кинематографическом, что ли, стиле самим драматургом, и тут хочешь-не хочешь, надо как-то этот стиль учитывать. Его просто невозможно перевести в план традиционного театра, во т и всё. Это, скорее, некий дайджест из романа и из того драматургического содержания, что есть в романе.
 

Для архангелогородцев эта история очень сущностна, потому что отражает один из самых сложных моментов в истории этого города. Это же был первый морской город в России, первое «окно в Европу». Сильно ДО Петербурга, гораздо раньше. Много-много было всяких иноземных моментов, Архангельск ощущался на особом положении... Пётр Первый очень активно эксплуатировал этот город. Ну а потом появился Петербург, прежняя игрушка была уже не нужна, да и мешала. У города всячески отнимались привилегии, город лишался субсидий.
 

Именно этот момент мы и обыграли. Плюс ещё очень многие метафизические связи: например, многие ребята учились в Петербурге, но при этом – архангелогородцы. Я из Петербурга, но при этом провинциал, который хорошо знает, каково это, когда все ресурсы высасываются из провинции.
 

Нашей задачей здесь было посмотреть на историю не с позиций истории, с того что прошло и уже не приходит, а с того, что всё возвращается и мы по кругу ходим, что всегда так было и будет. Как какой-нибудь Карл и Пётр – у нас их один актёр играет. И не только чисто по техническим соображениям, потому что актёров мало.

Пётр Первый у широких масс всё равно ассоциируется с каким-то прорывом, открытием чего-то. Но и до него Россия не была дикой аграрной страной, а его реформы были часто лихорадочны и необоснованны.
 

Почему всё-таки этот текст... это не классика, это точно современная драматургия. Это ведь немодная сейчас тенденция в драматургии – брать исторические события. Театр игры в историю... но всё-таки это не история. У нас нет портретного сходства ни у одного из персонажей.
 

Меняем тему. А что же сам Архангельский театр?
 

- Виктор Петрович расскажет вам подробнее, - улыбается режиссёр. – Я могу отвечать только за свои постановки. «Ромео и Джульетта», «Заводной апельсин». Разные спектакли, очень разные.
 

Театр проводит два международных крупнейших фестиваля: фестиваль уличных театров и «Европейская весна». Фестиваль уличных театров вообще старейший в России. У этого театра очень интересные наработки, рождённые очень органично. Театр насмотренный.
 

Традиционный вопрос для всех гостей фестиваля – как вам фестиваль и Иркутск?
 

- Я первый раз на фестивале, слышали столько всего о нем хорошего... В плане организации были недочёты. На самом деле всякое бывает, тут понятно. Всё же, что касается постановочной части, завпоста, рабочих сцены – невероятная душевность и открытость. Очень душевное отношение со всех сторон, как могут – помогают. Город невероятно интересен, мы  всё свободное время перед спектаклем – часов пять – ходили, смотрели...с нами ходил наш куратор. Николай для меня вообще образец волонтёрства. Он вчера с нами до шести часов монтировал декорации, хотя куратор может  махнуть на такое рукой – мол, на этом моя работа закончилась.
 

Все как могли помогали, а уж что из этого получится... много хорошего было сделано для нас. Постараемся как-то соответствовать.
 

Вечером того же дня на традиционном вступительном слове художественный руководитель театра Виктор Петрович Панов, расцветая в улыбке, несколько раз признался Иркутску в любви. А затем архангелогородцы сыграли свою премьеру на сцене иркутского театра.  Что скажете, любезный зритель, соответствовала сила искусства подаренному добру?

 

Фото: Кирилл Фалеев

Автор: 
Дарья Мартьянова
26.09.2013