Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Евгений Попов: Это – мой театр...

Версия для печатиВерсия для печати

Евгений Попов - человек не публичный, скромный. «Я не люблю интервью. Мне ка­жется, каждый человек на своем месте должен дока­зывать что-то делом, а не слова говорить», - считает Евгений Иванович. И дока­зывает.
 

Весь день его проходит в трудах: утром - на прогоне, днем - за швейной машинкой в декораторском цехе, вечером - на спекта­кле. Но 24 июля ассистент режиссе­ра Евгений Попов отложит все свои дела и пригласит друзей на празд­ничный юбилейный вечер.
 

Вся жизнь Евгения Ивановича, как и у большинства давних работ­ников театра, с детства связана с ис­кусством.
 

- Родом я из Усолья – Сибирского. Когда учился в школе, активно за­нимался самодеятельностью во Дворце культуры. Помню, мы игра­ли сказку «Аленький цветочек», где я был Кикиморой. Конечно, перед премьерой очень волновался, только о роли и думал. И вот идет спек­такль, а из зала внезапно доносится крик ребенка: «Смотрите, смотрите, у Кикиморы часы на руках!» Забыл снять! - смеется он. В 1975 году, после восьмого клас­са, безумная любовь к театру при­вела Женю Попова в Иркутское теа­тральное училище, где курс набира­ли легендарные Борис Самойлович Райкин и Людмила Александровна Темиряева.
 

-Училище для нас было друж­ной семьей, - рассказывает Евгений Иванович. - Мы окончили его в 1979 году, после чего большую группу од­нокурсников взяли на работу в Ир­кутский драматический театр име­ни Н.П.Охлопкова. Двое из них и сей­час работают в нашем театре - ак­тер Александр Ильин и заслужен­ная артистка России Татьяна Двин­ская. Меня же пригласили в Иркут­ский ТЮЗ. Конечно, поначалу было трудно начинать свою актерскую деятельность без привычной под­держки друзей, но радовало то, что сразу дали одну из главных ролей в спектакле по повести Геннадия Михасенко «Милый Эп». Моим партне­ром был великолепный актер Олег Мокшанов - сейчас он живет и рабо­тает во Франции.
 

Настоящие жизненные «универ­ситеты», как считает Евгений Ива­нович, для него начались с армии:
 

- Служил в Читинской области. Первые полгода учили водить танк, но так как в технике я совершенно не разбираюсь, ничего не вышло... По­том меня отправили в деревню под Улан-Удэ, где сразу (актер ведь!) ­забрали в духовой оркестр. Учился играть на альте, потом на барабане, но, видимо, музыкантом мне тоже не суждено было стать - оставили в ка­честве ведущего. Под конец службы меня перевели в Читу, в ансамбль песни и пляски Забайкальского округа - петь в хоре. Мы постоянно выезжали на гастроли по воинским частям - так что служба у меня по­лучилась очень своеобразной.
 

Однажды Евгений познако­мился с помощником режис­сера Читинского драмтеатра, и вскоре главный режиссер Алек­сандр Славуцкий уговорил молодо­го артиста поработать здесь. В 1981 году, по окончании срока службы в армии, Евгений Попов оставляет Иркутск и уезжает в Читу.
 

- Мне дали роль Труффальдино в спектакле «Любовь к трем апель­синам», - вспоминает Евгений Ива­нович. - Постановка была очень экс­тремальной: нужно было жонглиро­вать, ходить на ходулях, и это при том, что цирковыми талантами я не обладал. Сейчас смотришь - моло­дые артисты и крутятся, и вертят­ся, кажется, все что угодно сделать могут. Мы в то время были немного другими. Не хочу никого обидеть, но мне кажется, что в артистах наше­го поколения больше воспитывалась внутренняя актерская культура, се­годня же много внимания уделяет­ся внешней, физической форме, а от этого уходит духовная глубина...
 

Он был активно занят в репертуа­ре, но отношения с главным режис­сером складывались не самые удач­ные. Человек характера необычай­но теплого, мягкого и уютного, Ев­гений Иванович тяжело переживал грубость:
 

- Я по натуре неконфликтный и не люблю ругаться, а когда меня оскорбляют, ухожу в себя, замыка­юсь. Мне кажется, что от этого мож­но и умереть. Наверное, с людьми чувствительными так и происходит.
 

На гастролях в 1982 году Евге­ний Иванович впервые побы­вал во Владивостоке - город понравился безумно! Недолго ду­мая, уволился и уехал во Владиво­стокский театр Ленинского комсо­мола, где артисту устроили гранди­озный просмотр: и читал, и пел, и на гитаре играл. В труппу взяли, но из-за проблем с жильем из Владиво­стока тоже пришлось уехать.
 

- Я родился под знаком Льва, в год Крысы. Может, потому и в жизни у меня наблюдаются такие виражи: то Я в театре работаю, то в рестора­не. Вроде бы совершенно разная де­ятельность, но меня все время тяну­ло либо туда, либо сюда.
 

В 1983 году Евгений Попов ре­шил завершить актерскую карьеру и уйти в ресторанный бизнес. Пол­тора года Евгений Иванович прора­ботал официантом - в «Интуристе», в «Аэрофлоте», в кафе «Алмаз». Для творческого развития, как ни стран­но, возможностей и тут было нема­ло. Актер - тот же психолог, он из­учает душу человека. И он не толь­ко обслуживал, но и наблюдал, про­водил своеобразный эксперимент: в этой работе все собственные амби­ции нужно было спрятать подаль­ше, а при таком общении с клиентом сразу можно было почувствовать, что человек собой представляет.
 

В 1985 году началась антиалко­гольная кампания, и рестораны ста­ли закрываться. Однажды к Евгению Попову зашел однокурсник Алек­сандр Ильин и рассказал, что в Ир­кутском драматическом театре есть вакансия помощника режиссера. Так с 1986 года жизнь Евгения Попо­ва оказалась прочно связана с твор­чеством Иркутского драматического театра имени Н.П.Охлопкова.
 

Нельзя сказать, чтобы и здесь все было гладко. Однажды при разговоре Попова с директо­ром театра Анатолием Андреевичем Стрельцовым присутствовала его заместитель по производственной части Людмила Кардашова, меж­ду прочим, заслуженный работник культуры. Она и говорит: «Вот если бы ты, Женя, умел шить...». А шить он как раз умел: мама была портни­хой и эти навыки еще в детстве пе­редала сыну. С тех пор Евгений По­пов с удовольствием шьет мягкие декорации для сцены. Это занятие ему нравится - и взбадривает, и придает жизненный тонус.
 

- Мама у меня была понимающей и требовательной, именно от нее по­шла эта закваска - трудиться, тру­диться, трудиться. Потому, когда шью, от меня уходит все плохое. За четырнадцать лет работы швеей-мотористкой, это я сам себя так зову, - столько было поставлено спекта­клей и столько всего для них приду­мано! Самое интересное в этой тех­нической работе, что она тоже пред­полагает творчество. Иногда худож­ник придумает такое, что мы за го­лову хватаемся, не зная, как это все реализовать: нужны и особые вы­кройки, и чертежи, и шитье. Но, слава богу, как-то выходим из положе­ния, и сам процесс всегда очень ин­тересен. Хочу выразить благодар­ность Людмиле Васильевне Кардашовой, у нас с ней сложился хоро­ший технически-творческий союз. Очень признателен Анатолию Ан­дреевичу Стрельцову, не зря мы все зовем его «папой»: и в горе, и в радо­сти бежим к нему. Это человек, ко­торый много отдает людям и во всем помогает.
 

Сейчас Евгений Попов снова рабо­тает ассистентом режиссера и ино­гда играет небольшие роли в спекта­клях «Гамлет», «Трое на качелях», «Наш господин Чичиков», «Соловьи­ная ночь»:
 

- Я счастлив, что есть такая воз­можность, правда, в последнее вре­мя на тексты памяти не хватает, по­этому прошу роли без слов. В «Гам­лете» я играю Озрика, у которого, слава Богу, текста почти нет. Вооб­ще, здесь я счастлив, дай Бог сил и здоровья, чтобы и дальше мог рабо­тать только в моем театре.
 

Евгений Иванович ни о чем не жа­леет и очень рад, что все было так, как было, зато он общался с интересными людьми, бывал в кра­сивых городах, играл в таких раз­ных театрах. Во время нашего раз­говора от него ни разу не прозвуча­ло обвинение, не проявилась старая обида или хоть какое-нибудь неува­жение к людям, с которыми работал, общался... Этот человек умеет быть благодарным буквально за все, це­нить свое прошлое, помнить доро­гих сердцу людей и говорить спаси­бо - качества, в наше время практи­чески утраченные.
 

- Смысл жизни для меня сейчас заключается в моем сыне Антоне: хочется, чтобы у него все сложилось хорошо, - делится своими мысля­ми Евгений Иванович. - А еще хоте­лось бы, чтобы люди больше любили друг друга. В нашем жестоком мире все решают деньги, но они не долж­ны быть основой отношений, осно­вой творчества. По больше бы ду­шевной теплоты между людьми, за­боты, уважения - тогда и жить было бы легче...
 

 

Говорят, накануне дня рождения желания людей сбываются. Надеем­ся, что и это ваше желание, Евгений Иванович, обязательно исполнится! Здоровья вам, энергии, удач!

Автор: 
Ольга Олекминская
28.07.2010