Будь в курсе
событий театра

Эту профессию вводят в кровь

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Быть актером – это талант? Где лучше учиться и надо ли вообще? Актеры играют за пределами сцены и учат тексты наизусть? Ответы в интервью с актером Андреем Винокуровым к творческому 15-летнему юбилею в Иркутском драматическом театре.
 

Андрей Матвеевич Винокуров – актер с большим стажем. Его игра становится жизнью на сцене, глубокий взгляд рассказывает историю, и только слова блекнут на фоне чувств, которыми делится актер со зрителями. Их сердца верят и замирают. Замирает и большой зал незнакомых друг другу людей, становясь душой театра. Не так важно, какую роль играет Андрей Матвеевич – размышления и переживания героя врастают в его собственные мысли и отражаются в мельчайших движениях.
 

Когда я окончил школу, то не знал, куда мне идти.  Помню только одну мысль: «Пойду куда угодно, но актером не стану», – накаркал. Как это получается и что происходит – неизвестно. В эту профессию идут люди, которые прежде всего хотят поделиться своим ощущением мира. Можно предположить талант, но утверждать его нельзя, потому что везде нужна работа над собой. Хорошая игра актера зависит от того, что ему дано, и от того, как он выполняет правило «3Т»: терпение, трудолюбие, творчество. Театральный педагог Сергей Гиппиус в предисловии одной из своих книг писал: «Самое главное качество актера – его увлеченность». Если воспитывать в себе увлеченность материалом и думать о том, что хотите сыграть и что хотите сказать, – все получится.
 

Иркутское театральное училище, несмотря на статус среднего профессионального, ценилось во всем Советском союзе наравне с другими учебными заведениями. И все же важнее найти своего мастера курса. Только он через практики и свой личный опыт покажет, что должен уметь актер. Мне очень повезло встретить своего руководителя курса Валентину Александровну Дулову.
 

Многие современные постановки также позволяют актеру раскрыть новые стороны себя, отличный пример – спектакль «Холстомер». Здесь в первую очередь стоит благодарить руководство театра за возможность поработать с Сергеем Юрьевичем Землянским. Именно он показал нам, что актер словом может обмануть всех, но его тело врать не умеет.
 

Для меня искусство – это умение показать очевидное так, чтобы каждый задумался об этом по-настоящему и понял смысл того, о чем знал всю свою жизнь. Для актера важно найти то, что его герой скрывает внутри, чего не хочет транслировать людям. Нужно оставить загадку. Зритель – думающий человек, он сам пройдет путь до истины, своей истины. В этом есть большая сложность, ведь мастер, инструмент и материал в этой профессии – один человек. Мастер – актер, инструмент – его тело, материал – его же тело. Например, сложнее текст забыть, чем его выучить, ведь нужно сыграть так, будто ты впервые слышишь эту фразу. Оценивать свою работу приходится опосредованно: через дыхание зала, процесс на сцене, мельчайшие реакции. Моя любимая роль – четвертый сосед в спектакле «Старший сын». За весь спектакль он появляется на сцене дважды: сначала смотрит из окна, а потом проходит вдоль улицы, но для меня это целая жизнь.
 

Андрей Винокуров работал выпускающим редактором «Утреннего коктейля» на «АС Байкал ТВ». В 2005 году программа получила ТЭФИ.
 

Хорошие актеры не умеют врать. Чтобы не потерять доверие зрителя, нужно жить честно и не забывать о том, что, выходя из театра, ты выходишь из образа. Если потянешь игру за собой или перепутаешь сцену с квартирой – станешь пустышкой, умрешь как личность и актер. Когда я был выпускающим редактором на телевидении, то перед интервью говорил ведущим, что камера в студии – третий зритель, она все слышит, только не отвечает. Когда преподавал тренинги в университете для журналистов, то приводил пример: перед тем, как снимать сюжет или писать материал, нужно представить, что ведешь маленького ребенка за мизинец, который только научился ходить. Это очень сложно, но рассказать и донести до зрителя суть, чувства и эмоции гораздо важнее.
 

В Драматическом театре можно ходить на всё – это место творчества. Я счастлив, что работаю здесь. Каждый раз смотрю на работу коллег и понимаю, что у нас есть профессиональный ансамбль, игра которого откликается в сердцах зрителей. В свою очередь и они показывают нам спектакль: не договариваясь, вместе радуются, грустят и молчат 800 человек. Безусловно, главный герой любого спектакля – зритель.

Фото: 
Илья Сакулин, Анатолий Бызов
Автор: 
Дарья Ардамина
13.10.2021