Будь в курсе
событий театра

«Это удивительный был аттракцион…» (ВСП)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

«Охлопковцы» провожают 174-й театральный сезон.
 

Оглядываясь на уходящий театральный сезон Иркутского академического, трудно не впечатлиться, как много он в себя вместил. Состоялось 13 премьер. Отшумели два масштабных фестиваля – Вампиловский в сентябре и Распутинский в марте. Порадовали иркутян Большие гастроли: в начале сезона – Вахтанговского театра, а на финишной прямой – театра «Сатирикон». Сами охлопковцы побывали со спектаклями в Петропавловске-Камчатском и Могилёве, в посёлке Чунский на севере области. Запущены показы с тифлокомментированием для незрячего зрителя. Творческие каникулы с «охлопковцами» провели юные артисты из города Кировска Луганской народной республики. Восемь тружеников Иркутского академического стали лауреатами Губернаторской премии: заслуженный артист России Геннадий Гущин, артисты Сергей КашуцкийЕкатерина Константинова, Артём Довгополый, Николай Стрельченко и Артём Фальковский, бутафор Светлана Нечаева и старший администратор Анна Стецкая. Актёр Иван Алексеев заслужил стипендию Правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства. Штатный фотограф театра Анастасия Токарская победила в международном конкурсе «Театральные ФОТОмастерские». На ежегодном фестивале актёрской песни под эгидой Союза театральных деятелей России «охлопковцам» достались первое и третье место. Камерной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова присвоено имя народной артистки России Наталии Королёвой. Вышла в свет книга «ProРоль» на основе личных откровений «охлопковской» примы, чей внезапный уход омрачил начало сезона в октябре. Отметили свои славные юбилеи большие мастера: главный художник театра Александр Плинт, художник по костюмам Оксана Готовская, актёры Марина Елина и Андрей Винокуров. Есть, что вспомнить, чем похвастаться, что приобщить к достижениям и удачам. А что говорят сами охлопковцы, переворачивая монолитную 174-ю скрижаль своей монументальной истории? Слово - героям летописи.
 

Станислав Мальцев, главный режиссёр:

— Сезон получился, безусловно, интересный. Два больших и знаковых фестиваля оставили море впечатлений, познакомили с яркими коллективами, продемонстрировали разные форматы и звучания сценических произведений. Мы очень плодотворно провели творческую лабораторию, итогом которой стали две новые постановки: «Лошадка» на Другой и «Один билет до Марса» на Камерной сцене. Мне как преподавателю Иркутского театрального училища важно также, что в труппу успешно и органично влились три прошлогодних выпускника, уже успевшие ярко себя показать на стартовом отрезке, что приняты на подмостки три моих нынешних выпускника, которые тоже уже заняты в текущем репертуаре. Для меня минувший год – значимый этап погружения в художественный мир Валентина Распутина, автора бесконечной глубины, при этом удивительно современного и актуального в сегодняшнем контексте. Репертуарный лист пополнился сакральным распутинским названием «Живи и помни». Случилась от нашего без пяти минут дипломированного режиссёра Алексея Орлова (I) премьера «Дом» по произведениям могучего писателя России Фёдора Абрамова. И этот мейнстрим нашего театра по работе с авторами-титанами продолжается. Готовится постановка по повести Распутина «Деньги для Марии», которыми мы откроем следующий, юбилейный 175-й сезон. Правильным курсом идём, как мне думается.
 

Яков Воронов, заслуженный артист России:

— Артисты любят говорить заезженную фразу, что сезон был «непростой и напряжённый». В данном случае, она попадает прямо в яблочко. Всё было: и смех, и слёзы, и триумфы, и невосполнимые потери. Встретила свой последний срок Наталия Васильевна Королёва, от этого удара мы ещё до конца не оправились. Но были и добрые юбилеи, игрались свадьбы, рождались дети. Я очень рад, что зрители практически «вынудили» нас повторить рождественское представление «Новый год у Ивана Васильевича», очень им полюбившееся, которым и труппа не наигралась. Оно вновь прошло на ура. Мы в счастливом партнёрстве с Ольгой Шмидгаль в двухсотый раз сыграли «Старомодную комедию». Когда-то она ставилась, как эксперимент, а нынче ей уже двенадцатый год. Отдельная история со спектаклем к 100-летию Окуджавы. Особенно порадовало, как трепетно, душой и сердцем, откликнулась на этот богатейший материал наша молодёжь! Это дорогого стоит. Очень важны благотворительные спектакли и концерты на наших подмостках в пользу героев СВО, для их семей. На 23 февраля замечательный праздник для них мы организовали совместно с Михаило-Архангельским Харлампиевским приходом. Наши артисты выступали в госпиталях. Ведь наша творческая стезя не мимо жизни проходит. Мы служим не абстрактному искусству, мы служим землякам, народу, стране.
 

Сергей Анкудинов, начальник эксплуатационного участка:

— Наша техническая служба тоже не стоит на месте. Под самый занавес сезона, 6 июля, приедут специалисты московской компании «Стройцирк» для полной замены механизмов сцены: штанкетного хозяйства, автоматики занавеса. Это включает и технические параметры, и новое компьютерное оснащение. Работа предстоит огромная, весь проект оценивается в двести миллионов рублей. Составлен пошаговый график. Осень театр встретит во всеоружии. Это не видно зрителю, но вся сценическая «мускулатура» будет работать, как по нотам, чётко, надёжно, удобно и умно в управлении. А вот новое светодиодное освещение нашего красивого здания иркутяне уже оценили. Его установили службы муниципалитета с последующей передачей нам. Радует земляков и новое световое, звуковое оборудование, которое мы успешно применяем в новых постановках. Большая работа проводится и в других направлениях. Форсируем модернизацию вентиляции, кардинальное обновление систем отопления во всех помещениях. Здание старинное, исторический памятник, но начинка должна отвечать самым современным требованиям.
 

Марина Елина, актриса:

— Мне минувший сезон, конечно, особенно ярко запомнился моим юбилеем и тем феерическим поздравлением, которые устроили друзья-артисты прямо на сцене сразу после показа спектакля «Любовь и голуби». Мою героиню Надю наградили символической путёвкой к морю — и «перенесли» в атмосферу пляжа, солнца и чудесного праздника. Зрители импровизацию горячо поддержали, а я была совершенно счастлива!
 

Радовала работа. В моей творческой копилке появился замечательный режиссёр Александр Баркар, у которого я играю Софью Ивановну в пьесе Надежды Птушкиной. Спектакль называется «Рождественские грёзы». Когда-то, много лет назад, играла Дину в прежней «охлопковской» постановке, восхищалась Людмилой Тарасовной Слабуновой в роли Софьи Ивановны. До сих пор во мне звучат её неподражаемые интонации, живо помню, с каким блеском выходили на сцену главные исполнители Тамара Панасюк и Анатолий Басин. Счастье — вновь встретиться с этим удивительным материалом на вечную семейную тему. Вдвойне отрадно и невероятно интересно, что постановщик увидел в нём неожиданные акценты, новое звучание.
 

Виктория Инадворская, актриса:

— Для меня желанным выигрышем стало участие в творческой лаборатории «ВАМПИЛОВ.FEST». В прошлый раз я попала в команду режиссёра Андрея Шляпина, который стал победителем, его спектакль «Кое-что о том самом и не только…» сегодня хит нашего репертуара. Теперь случился другой талантливый постановщик Александр Баркар, бесконечно внимательный, подробный, чуткий, умный, добрый, пластичный, изобретательный. Работа с ним — настоящее удовольствие и невероятный экстрим. Вот, как если протянуть канат до Килиманджаро, и попытаться без страховки по нему пройти. Как американские горки. Мне доверена главная роль в его спектакле «Лошадка» по совсем новой пьесе, которая впервые, страшно сказать, в мировой истории поставлена у нас. Премьеру сыграли в январе. А уже в марте Баркар представил публике новую версию полюбившейся российским зрителям мелодрамы «Пока она умирала» — трагикомедию «Рождественские грёзы». И вновь у меня замечательная роль — Софья Ивановна. Как мне кажется, для многих неожиданная. Не та, которую мы привыкли видеть. А для меня это бесценный подарок. Хочется работать, расти в этом отрадном общении, в этом богатом творческом диалоге. Хочется таких приключений ещё и ещё!
 

Светлана Жирнова, заведующая пошивочным цехом:

— В нашем цехе работы много всегда, и она очень разная. Мы любим, когда задачи не простые, когда есть вызов. С большим энтузиазмом отшивали «Чуму на оба ваши дома». Это был стахановский труд, но это был праздник, карнавал, буйство фантазии. Для нас, чем сложнее, тем интересней. Молодцы наши девчонки, всегда с готовностью отзываются на поставленные задачи. В порядке вещей такой обмен репликами, например. «Это надо срочно, прям срочччно! — Ну как… срочно? К утру пойдёт? — Пойдёт!» И на утро, как в той сказке про Василису Прекрасную, — примерка новой «рубашки для царя». Мы любим свою работу. С любовью шили для юбилейного спектакля Окуджавы. Женские платья в стиле ретро готовились с особенно тёплыми чувствами. Теперь всецело переключились на будущие «Деньги для Марии». Трудоёмкий спектакль, там будет много массовки, разноликой, каждый раз по-новому костюмированной. Шьём без устали.
 

Из событий за порогом «пошивки» очень впечатлил юбилей Александра Ильича Плинта, которого я знаю по работе в двух театрах — нашем и музыкальном — в течение многих плодотворных лет. Невероятны его молодость, энергия, творческая жадность в таком почтенном возрасте. Равнение — на Плинта!
 

Екатерина Макарова, заместитель директора по общим вопросам:

— Моя задача — опережающие манёвры в ежедневной борьбе с энтропией. Безотказные труженики технических отделов не дают ей шансов. Театр начинается и с вешалки, и с порога, продолжается в коридорах, гримёрках, подсобных помещениях, он утверждается в мелочах. Здесь, по Чехову, всё должно быть прекрасно, всё должно быть удобно, комфортно, эстетически благородно, создавать оптимальную среду для работы творческих людей и служить к удовольствию всех, кто приходит сюда за впечатлениями. Внимание к мелочам — наше кредо. В нынешнем году отремонтировали столовую для работников на втором этаже, где люди готовят и разогревают себе обеды, проводят мимолётные чаепития, маленькие цеховые праздники. Обновилась подсобка у наших «фей чистоты», с новыми кабинками, новыми стенами и полом, с отличным настроением. Женщины очень довольны, тепло благодарили. Не успев испугаться, преобразились некоторые кабинеты, помещение охраны на вахте. Многое сделано по периметру фасадов и во дворе. Всё это для людей. Пространство для них мы стараемся сделать максимально «услужливым» и добрым. Нами движет любовь. И даже подрядчики отмечают, что мы — один из редких, «фартовых» заказчиков, что с нами всё получается гладко и оперативно, «без шума и пыли»…
 

Зоя Соловьёва, актриса:

— Для меня оглушительным ударом стал уход Наталии Васильевны Королёвой, актрисы и учителя от Бога. Эта потеря сразила наотмашь, пошатнула, подкосила. Как будто рухнула защитная стена.
 

Потом началась работа над спектаклем «Дом» по Абрамову. Мы натурально обжили пространство Камерной сцены. У нас и кукушка кукует в часах, и сено подлинное шуршит, и грабли натуральные, какими я в своей деревне на сенокосе в детстве гребла, и молоко в кружках свежее. Спектакль рождался в любви и понимании, с режиссёром Алексеем Орловым (I) песня спелась, как нам кажется, особенно искренняя, правдивая. Готовили для Распутинского фестиваля, а вошли в текущий репертуар.
 

И сам фестиваль удался. Мы каждый вечер «на завалинке» встречали гостей хлебом-солью, чарочкой, блинами горячими, поцелуями сердечными, объятиями крепкими!
 

Для меня очень важной, ответственной стала новая роль Кормилицы в «Ромео и Джульетте». Я волновалась. Роль знаковая, историческая. Спасибо Марине Викторовне Елиной, её чуткой, щедрой помощи, со страхами удалось совладать. Постаралась сохранить всё доброе, мудрое, жизнеутверждающее в рисунке образа, накопленное моей наставницей.
 

Чувствую, что за год выросла и окрепла в профессии, открыла свои персональные конкретные секреты. Все-таки удивительная у нас профессия, бездонная и безграничная. Радуюсь этому и благодарно берегу.
 

Ирина Змеенкова, заместитель директора по маркетингу:

— Были два фестиваля — знаковые события, которые не дают нам закостенеть в собственной «провинциальной гениальности». Встречи, обмен энергиями, идеями, обогащение творческих красок, это бесценно. Грандиозные гастроли «вахтанговцев», а на финише — «Сатирикона» с Константином Райкиным во главе. Всё это горячо принял иркутский зритель, отзывчивый, предельно чуткий и вместе с тем взыскательный, тонко способный разграничить «модные» тренды и подлинную ценность искусства. Город ждал этих событий и долго переживал их эмоциональный шлейф.
 

Горжусь нашей труппой, которая превосходно показала себя на гастролях в Белоруссии, на Камчатке. «Охлопковцы» вызвали новый всплеск зрительских восторгов своими новогодними выступлениями, юбилейным триумфом Булата Окуджавы. Прекрасно были приняты премьеры. Тринадцать премьер! Напомню: месяцев в году двенадцать, а в сезоне — и того меньше. Какая продуктивность творческого коллектива! Премьерный зритель, который в нашем театре всегда активен, без устали смотрел новые постановки. И вообще, у нас средняя заполняемость зала по продажам неизменно составляет 92 процента. Это показатель экономический, но, в первую очередь, это показатель зрительской любви, показатель нашего единодушия и родства с иркутянами. Это согревает и воодушевляет трудиться ещё лучше.
 

Артём Фальковский, актёр:

— Для меня минувший сезон — это, конечно, невероятная встреча с Тёркиным. Очень рад, что мы решились на это с Алексеем Орловым (I). Это тема, которая не даёт ни малейшего шанса дать слабину, как-то профилонить даже миг сценического проживания. Я реально почувствовал здесь, что значит включать в профессиональные краски свои собственные человеческие эмоции, что значит их умело проявлять и уместно сдерживать, не дать себе утонуть в горечи, злости, обиде, закипающих в душе. Я много для этой постановки пересмотрел фильмов о войне. И классических хитов, и таких, как психологический триллер «Иди и смотри». В Могилёве мы услышали ценнейшие мнения о спектакле опытных театроведов и молодых критиков, почувствовали реакцию белорусского зрителя. Ясно, что спектаклю — ещё во многом совершенствоваться, жить и жить, набирать высоту.
 

С особенной включённостью я проживаю свой образ в постановке «Дом». Режиссёр дал мне на старте адресные главы романа «Братья и сёстры» Абрамова и предложил самому выбрать историю и роль для себя. Он знал, конечно, на чём я остановлюсь, какой материал «попадёт» лично в меня, в мой человеческий опыт. Так родился наш Мишка Пряслин. Драгоценный для меня персонаж.
 

Отличный был сезон, насыщенный. Я с огромным удовольствием играю Валентина в «Чуме», пылкого юнца, который практически не прячет шпагу в ножны, но пугается крика роженицы. Я слышал пересуды взрослых зрителей о нашей сказке «По щучьему веленью», которые спорили, как летают предметы. Горжусь, кайфую почти по-детски: это я был ведром! Я шаманил эти потрясные чудеса! В общем, спасибо сезону, спасибо театру, спасибо зрителю!
 

Екатерина Финк, актриса:

— У меня вообще слов нет. В моей жизни случился момент фантастической удачи. До сих пор не до конца верится. Взяли в «охлопковскую» труппу. Первые месяцы не смела вымолвить вслух, где я работаю: ещё не заслужила. Готова была играть «третий горох на четвёртой ветке». Всему, что постигала в училище, пришлось заново учиться на практике. Всё оказалось иным, неведомым и прекрасным. Другая сцена — и какая! Партнёры — легенды, звёзды, наши педагоги. Я с замиранием сердца наблюдаю, как работает гвардия, это бесценные уроки и нескончаемые откровения. А сколько помощи! Приняли очень тепло, бережно. Впервые услышанное: «А можно тебе посоветовать?» — просто ошеломило. Чувствую большое доверие, получаю щедрые творческие авансы.  Самый потрясающий — роль Джульетты. Это мечта. Мне очень кропотливо и тонко помогали мои предшественницы: Оля Гарагуля, Алёна Бочкарёва, мой педагог Екатерина Константинова. Я в восторге от работы в «Чуме», в постоянно перевоплощающейся массовке. С наслаждением рядилась феей на вечерах актёрского клуба для Вампиловского фестиваля. Благодарна Владимиру Сергеевичу Орехову, председателю регионального СТД, что сподвигнул меня выступить на фестивале актёрской песни. В итоге — третье место за номер «Купидон». В общем, движуха. Но я не устала работать. Готова работать ещё и ещё. Устаёшь только от волнений, от переживаний. Нельзя спасовать, обмишуриться, уронить планку. Внутренний спрос очень строгий.
 

Анатолий Стрельцов, директор, заслуженный работник культуры:

— Подводя итоги сезона, подчеркну следующее. Счастье, что мы живём в России, что мы живём в Сибири, в Иркутске, где такие умные зрители. И в нашем театре для них работают талантливые мастера. Мы в этом году много и плодотворно работали с правительством Иркутской области, с мэрией областного центра, с общественными организациями. И весь наш коллектив был настроен на любовь, на созидание, на стремление быть полезными и нужными нашему городу и региону, нашей Отчизне. Наши усилия получали высокую поддержку и широкий общественный отклик. И впредь бы так.
 

Лично для меня самой яркой и запомнившейся оказалась поездка с фронтовой концертной бригадой на рубежи СВО. Мы увидели настоящих мужчин, преданных сынов России, элиту нашего общества. Это они сегодня позволяют нам жить и работать, не чувствуя практически тягот войны, свободно проявлять любовь к нашей Родине. Сейчас как никогда важна роль театра, его доброго, наполненного правдой и светом репертуара. Мы стараемся высоко держать эту планку.
 

Желаю хорошего отпуска моему замечательному коллективу, всем его доблестным труженикам. Всем спасибо, всем — хорошо и с пользой отдохнуть и набраться сил для новых масштабных свершений!

Фото: 
Анастасия Токарская, Анатолий Бызов
Автор: 
Марина Рыбак
02.07.2024