Будь в курсе
событий театра

Есть ли будущее без прошлого?

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Эпическое полотно о том, как рвется связь поколений, создал на сцене драмтеатра режиссер Геннадий Шапошников. Спектакль «Прощание с Матерой» в метафорической форме показывает нам всю глубину переживаний людей, которых лишают малой родины. Постановка заставляет задуматься о том, что мы не способны сделать выводы из событий прошлого, если повторяем те же ошибки на новом витке истории. Спектакль — подарок иркутянам к 80-летию писателя Валентина Распутина.
 
«Матера» — это наша матрица. Генетический код, если мы его потеряем, то погибнем, — так формулирует идею спектакля народная артистка России Наталия Королева, исполняющая Дарью.
 
В постановке ее героиня является хранительницей этой генетической памяти. Неслучайно возникают образы ее отца и матери (Алексей Лобанов, Милена Антипина), голоса которых слышит только она и которые дают ей наставления.
 
Старуха Анна в «Последнем сроке» — продолжение Дарьи из «Прощания с Матерой». Это характер такой же силы, — считает Геннадий Шапошников. — Она тащит на себе дом, мужиков, плуг, детей, и все, что мы называем крестом.
Действие спектакля разворачивается вокруг громадного пня. Видимо, это то, что осталось от самой могучей лиственницы, которую не смогли уничтожить в повести Валентина Распутина.
 
В литературном произведении он непобежденным ушел под воду. В спектакле от дерева остался лишь пень. Возможно, такая метаморфоза возникла у режиссера Геннадия Шапошникова и художника Александра Плинта под влиянием поездки на родину Валентина Распутина летом прошлого года.
 
— Мы встречались с жителями затопленных деревень, и это повлияло на наше видение спектакля, — говорит Геннадий Шапошников. — Это тот случай, когда твои ожидания не оправдываются, но ты получаешь взамен нечто другое, гораздо более страшное и жесткое, и оно вплетается в твое произведение. Это тотальная гибель русской деревни, то, чего нельзя найти в повести Распутина.
 
Мы видим Матеру накануне затопления, когда людям предлагают собраться, убрать урожай, бросить кладбища, где лежат их предки, сжечь свои дома. Кстати, многие современные зрители эти чудовищные подробности создания ГЭС воспринимают как откровение. И от таких подробностей пафос великих строек приобретает совсем иное звучание.
 
Кстати, у тех, кто недавно перечитал «Прощание с Матерой», во время просмотра спектакля может возникнуть некий внутренний диссонанс. Но объемную повесть трудно всю вместить в трехчасовой спектакль. Наверное, именно в таком варианте у повести есть все шансы проникнуть в сердца зрителей.
 
— Мы определили жанр спектакля как «драматическая повесть», — продолжает Геннадий Шапошников. — Повесть — эпическое произведение, и артисты не просто играют роль, а делают нечто большее — создают еще и какой-то воздух вокруг образа.
 
Из всех сюжетных линий, которые возникают в спектакле, главной режиссер считает тему родовой памяти:
— Мы задаем вопрос о том, куда девается память рода у русского человека. И почему именно наше поколение потеряло свои корни. Возникает вопрос: как можно построить будущее, не имея прошлого? Он меня тревожит, но ответа на него нет. Тем более что театр ответами не занимается, он ставит вопросы.
 
Фото: Анатолий Бызов
 
Автор: 
Иван Сказкин
16.03.2017