Эпоха возрождения: новая «Поминальная молитва»
Разработка сайта:ALS-studio
Дважды войти в одну реку нельзя. Но, как бы ни казалось, коллектив Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова и режиссёр Олег Пермяков не пытаются повторить «Поминальную молитву» 1998 года выпуска. Потому 20 марта зрители увидят принципиально новый спектакль. С другими актерами, в чём-то изменёнными декорациями, иными установками.
Действие пьесы Григория Горина разворачивается перед иркутским зрителем в аскетичном, контрастном пространстве. На абсолютно чёрном фоне – деревня Анатовка, простые деревянные домики со светящимися окошками. Они дарят чувство ясности, существования опоры. Тем больше страха и боли от летящих позже щепок и затягиваемых в конце веревок. Универсальная по функциональности телега молочника не даёт устойчивости, а везти её – как нести свой крест – сложно. Остаётся надеяться только на дерево, центр сценического мироздания. Но и оно в итоге оставляет героев.
Крушение (до основания?) мира Тевье-молочника мастерски показал заслуженный артист России Степан Догадин. Его персонаж, как и спектакль в целом, вобрал в себя смех, мудрость, боль. И, конечно же, различные национальные черты: получился настоящий «русский человек еврейского происхождения иудейской веры». Герой смирился, но от веры (во всех смыслах этого слова) не отказывается. Это и даёт надежду.
Неожиданно молода исполнительница роли Голды, жены Тевье. Но артистка Анастасия Пушилина смогла создать органичный образ матери, живущей только для детей и мужа. Предсмертный монолог Голды – сцена невероятной силы.
В спектакле есть и другая мать, Цейтл (артистка Екатерина Константинова), старшая из пяти дочерей главных героев. Она смело противится решению родителей и добивается брака по любви. Во втором действии девушке приходится резко повзрослеть, принять на себя заботы об отце, муже, младших сестрах и новорожденной дочке. Всю тяжесть этого груза Екатерина Константинова выражает в интонации, выражении лица и нескольких репликах.
Также хочется отметить артиста Ивана Гущина, комедийный дар которого придал несуразному Менахему-Мендлу яркость и очарование.
Спектакль полифоничен на всех уровнях. Внешне это выражается, например, во множестве еврейских песен (которые несколько дней потом непроизвольно играют в голове) и танцев. Кажется, танцуют практически по любому поводу, но тем ярче разница между веселой пляской на свадьбе и прощальным кругом у дерева.
Темы затронуты разные. Через весь спектакль проходит мысль о необходимости держаться вместе. Она напоминает чёрный задник: так же подсвечивает другие идеи, никогда не исчезая, но и не отвлекая внимания. Потому зритель волей-неволей задумывается и о семье, любви, надежде, вере.
Премьера состоялась, постановка начинает жизнь. Новую или продолжение старой – решать тем, кто видел обе версии. Остальным стоит прийти на «Поминальную молитву» и, чтобы пережить самые разные эмоции, отдав на время свои душу и сердце актёрам. Их будут мять и рвать, но тут же – смешить и лелеять.