Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Энергия творчества и красоты

Версия для печатиВерсия для печати

Еще один взгляд на Вампиловский фестиваль
 

…Снег падал медленно, плавно кружась и покрывая головы и плечи танцующих людей. Они были очень разными в этой пестрой и веселой толпе: в поддевках и дорогих шубах, армяках и манто. Для снега, сошедшего с ума от счастья, все они были равны. Такую оптимистическую, мажорную точку в шестом театральном фестивале современной драматургии им. А.Вампилова поставил Московский Малый театр, закрыв его удивительным по теплоте спектаклем «Бедность не порок» А.Н.Островского.
 

Спектакль по пьесе классика русской литературы был выбран на закрытие не случайно.
 

- Мне думается, что Островский сегодня чрезвычайно современен, - отметил на пресс-конференции режиссер спектакля Александр Коршунов. - В его пьесах звучит современная тема: векселя, банки, деньги, разорения… И в сегодняшней жизни есть бедные и есть богатые, есть связанные с этим печали и радости, и потому Островский вечен и востребован.
 

Спектакль Малого театра был именно той безошибочно выбранной высокой нотой, на которой и стоило завершить яркий театральный праздник, показав, что классика не устаревает, а имя Александра Вампилова ставится в один ряд со столпами русской драматургии, ведь он так же, как они, исследовал в своих пьесах жизнь человеческой души.
 

Фестивальная неделя пролетела быстро, была полна театральными открытиями, встречами, общением. На спектакле по повести В.Распутина «Живи и помни» МХТ им. А.Чехова большинство зрителей пережили то, что принято называть катарсисом - очищением через сопереживание. Роль Настены в спектакле сыграла 24-летняя актриса Дарья Мороз. Сыграла истово, жестко, яростно, нежно, эмоционально-трагически, исповедально.
 

- Невозможно в два часа вместить всю боль и трагедию людей, -- сказал режиссер спектакля Владимир Петров. -- Все произведения Валентина Распутина -- это очень глубокая психологическая проза, в ней много сюжетных линий. Но для того, чтобы спектакль состоялся, необходимо остановиться на чем-то одном. Для меня в этой истории был очень важен вопрос: почему для того, чтобы оценить друг друга, нужна беда? Почему без трагедии мы не можем любить?
 

…Чисто театральные образные приемы вмещают в себя целые отрезки распутинской прозы. Удачно придуманная художником Игорем Капитановым сценография позволяет в условном образном приеме объемно решить сцены любви и отчуждения героев, их сближения и расставания. Интересны в спектакле работы Дмитрия Куличкова, играющего мужа Настены, Сергея Сосновского и Янины Колесниченко.
 

- Я видел эту постановку в Москве, -- сказал после спектакля Валентин Распутин. -- И я могу заверить, что это лучший спектакль из всех, что я смотрел. Может быть, потому, что актерам удалось отрешиться от московской суеты и через сибирскую природу лучше прочувствовать атмосферу, в которой жили герои.
 

…В рамках фестивальных показов зрители могли увидеть и еще одну версию «Живи и помни», которую привез Театр для детей и молодежи из Кемерово. Театр молодой, существующий всего 17 лет. Нет смысла сравнивать эти спектакли, они очень разные по уровню постановки, актерского мастерства и культуре сценического оформления, да и финансовые возможности театров несравнимы. Здесь хочется отметить другое. В том и другом спектаклях был очень серьезный и честный подход к постановке, вдумчивый, требовательный. По-разному театры решают форму подачи материала, но то, что решают говорить с нами серьезно и честно, - несомненно.
 

Театр им. М.Ермоловой привез на фестиваль два спектакля, очень разных по форме, теме, жанру, стилистике, постановке. Один из них - это блистательно написанная пьеса драматурга Леонида Зорина «Невидимки», посвященная исполнителю главной роли Владимиру Андрееву. Роль девушки в спектакле исполнила чувственная, искренняя, органичная Мария Бортник, став достойной партнершей мэтра. Здесь нет конфликта поколений. Оба в своем одиночестве тянутся друг к другу. Им интересно говорить, слушать, даже молчать в трубку, понимать истинный смысл жизни другого, завуалированный в мишуру слов. Что ждет в жизни каждого из них, чем наполнены их дни, что переживают они ежедневно, ежечасно, глядя в пространство окна и думая о быстротечности времени?
 

Спектакль про них и про нас, про каждого сидящего в зале. Андреев играет просто и гениально. Он - человек-звук, мелодия, которая всплывает в памяти. Он хрупок, тонок, красив той своей удивительной чистой красотой, которая, как солнечный осенний день в пору надвигающегося ненастья, одаривает все вокруг последней тихой радостью и теплом перед наступающими холодами. Энергия его личности, его отдачи зрителям покорила и взяла в плен. Актеров долго не отпускали, вызывая на поклон.
 

Второй спектакль Ермоловского театра по пьесе Е.Унгарда «День космонавтики» был сыгран тремя замечательными актрисами Александрой Назаровой, Светланой Головиной, Натальей Потаповой и актером Андреем Калашниковым. Сыгран азартно, с удовольствием. Их персонажи рассказали нам истории своих нерадостно сложившихся судеб. Рассказали в полный голос, во всю полноту чувств. И зритель полюбил их такими, какие они есть.
 

«Прошлым летом в Чулимске» - не только первый опыт постановки пьесы Вампилова на сцене Московского театра им. А.С.Пушкина, но и режиссерский дебют народного артиста РФ Игоря Бочкина, где он сам исполняет роль Шаманова.

- Мы долго искали подходящий материал вместе с руководителем постановки Романом Козаком и, наконец, остановились на «Чулимске», - рассказывал на пресс-конференции Игорь Бочкин. Это пьеса, которую я давно мечтал поставить. Это последняя пьеса драматурга, в которой он сказал то, чего не договорил в предыдущих.
 

…На мой взгляд, москвичам удалось уловить сибирский характер, особенности говора, привычки. Но самое главное - удалось донести ту любовь и чистоту, о которой писал Вампилов, удалось донести те чувства, которые заставляют Шаманова пересмотреть свою жизнь и, в конце концов, совершить по-мужски честный поступок.
 

Играть на родине драматурга - большая ответственность. Но публика очень хорошо приняла спектакль. Зал был полон, а в финале - цветы, аплодисменты и слезы на глазах зрителей и актеров.
 

Вызвали интерес и спектакль камчадалов «Эй, кто-нибудь!» по пьесе У.Сарояна и А.Артемова в постановке Валентина Зверовщикова, который размышляет о выживании молодого поколения в современном мире, и спектакль иркутского ТЮЗа «Провинциальные анекдоты» в постановке С.Бальжанова. Интересной была работа Бурятского академического театра им. Х.Намсараева «Утиная охота» в постановке Б.Цеденова. Получилось соединение европейского и национального взгляда на героев Вампилова, с изумительной сценографией и костюмами.
 

Ясно и страдательно, как было отмечено литературоведом К.Кокшеневой, прозвучал спектакль омской «Галерки» «Деньги для Марии» в постановке Владимира Витько.
 

Совершенным сюрпризом в предпоследний день фестиваля стал спектакль «Дом окнами в поле» еще одного коллектива из Улан-Удэ -- Молодежного художественного театра. Он приехал на этот фестиваль впервые и сразу получил дружные симпатии и комплименты. Спектакль был живым, органичным, оригинальным и неожиданным. Режиссер Анатолий Баскаков представил несколько версий-фантазий одной и той же пьесы, но в разных типажах: веселый и радостный учитель Третьяков и грустная, задумчивая работница фермы Астафьева; скромный учитель и развязная Астафьева; подвыпивший и веселый учитель и уставшая от жизни Астафьева и т.д. Вариантов можно представить множество, мы увидели пять, но как сыгранных! Великолепны и блестящи актеры Алла Натансон и Леонид Иванов. Спектакль по-настоящему покорил зрителей. Из житейской истории режиссер сделал живую, искрящуюся комедию характеров.
 

Кроме показа спектаклей, на фестивале были круглые столы. Их темы оговаривались заранее: «Вампилов - борьба за человека», «Рынок и искусство: приобретения и потери», «Социокультурный статус современной творческой интеллигенции». Каждый мог высказать свое мнение, задать вопросы и получить на них ответы. В разговоре принимали участие депутат Государственной думы Сергей Дубровин, директор департамента культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева, преподаватели вузов Иркутска, экономисты, юристы, студенты, журналисты, театроведы, писатели, общественность города. Ведущими разговора были известные литературоведы, приглашенные на фестиваль театральные критики из Москвы: Вера Максимова, Капитолина Кокшенева, Валерий Бегунов, писатель Олег Павлов.
 

Подчас обсуждение становилось слишком эмоциональными, так как темы были интересными и острыми, а мнения разных людей - подчас противоположными. В ходе дискуссии был выработан документ «Обращение к коллегам, согражданам и представителям различных ветвей власти», который участники разговора решили обнародовать. Его основная мысль: законодательство в сфере культуры и искусства должно определять политику государства в этой сфере как один из важнейших приоритетов законодательной и исполнительной власти.
 

Одним из ключевых событий на фестивале была читка новой пьесы сибирского драматурга Степана Лобозерова «В ста шагах от праздника». Дефицит хороших современных пьес остро ощущался всегда. И одной из целей фестиваля им. А.Вампилова является поиск новой качественной драматургии. У пьес Лобозерова счастливая сценическая судьба, они ставились и идут сегодня в сотнях российских театров. На этот раз гостям и участникам фестиваля удалось услышать его новую работу из уст самого автора.
 

По сути, это первый шаг на пути создания драматургической лаборатории фестиваля. Читка была полезна всем. И тем, кто еще будет обдумывать возможные условия постановки пьесы на своей сцене, и тем, кто уже решил ставить ее в своем театре. В частности, режиссер Владимир Витько, художественный руководитель омского театра «Галерка», и режиссер Олег Пермяков заявили об этом и положили по экземпляру пьесы в свои портфели, чтобы в скором времени приступить к ее постановке.
 

- Я писал о человеке и о том, как оставаться человеком, -- сказал Степан Лобозеров на обсуждении своей пьесы. - Ведь если ты переступишь через нравственный закон -- ты перейдешь в другую реальность. И еще хотел бы сказать, что Вампиловский фестиваль - явление уникальное, а пьесы Вампилова востребованы, ведь он писал о человеке и его душе.
 

…О том же на церемонии открытия фестиваля, у памятника Вампилову, говорил и художественный руководитель театра им. М.Н.Ермоловой, народный артист СССР Владимир Андреев:
 

- Много лет назад мы встречались с Александром Вампиловым. Вампилов успел многое сделать за свою короткую жизнь. Он писал о любви, взаимопонимании, чистоте, о том, что каждый должен творить добро.
 

Одной из интересных и ярких форм общения на фестивале, как отметила известный театральный критик Вера Максимова, стали театральные капустники, проводимые в «Чайной» актерского клуба. Их неизменные ведущие Яков Воронов, Владимир Орехов и Николай Дубаков, неоднократные победители конкурса «Веселая коза» в Нижнем Новгороде, как всегда были неистощимы на выдумки и шутки, каламбуры и экспромты. Насмеявшись вдоволь, гости шли на щедрый и по-сибирски гостеприимный фуршет. Разъезжались уже за полночь, переполненные впечатлениями прошедшего дня, общением, эмоциональными встречами с друзьями.
 

Скучно не было ни на минуту. Всего на шестой Вампиловский фестиваль съехалось около 450 человек, и каждый его участник был окружен заботой и вниманием благодаря умелой подготовке и высокому уровню организации, которые из года в год отмечаются на этом фестивале.
 

21 сентября фестиваль завершил свою работу. Как уже было отмечено критиками, он получился на этот раз особенным, так как проводился в год 70-летнего юбилея Валентина Распутина и 70-летия со дня рождения Александра Вампилова, чем и определилась во многом его тематика. На фестивале шел диалог о человеке, диалог радостный и горький, трагический и комический, грустный и веселый. Шло своеобразное духовное очищение.
 

- Фестиваль заставил сотни сердец пульсировать на одной волне. Это была волна счастливых и влюбленных людей. Влюбленных в театр, в жизнь, в Байкал, в Иркутск и, конечно же, в драматургию Александра Вампилова, чье имя носит фестиваль, - сказал на закрытии директор фестиваля Анатолий Стрельцов. - Мне хотелось бы, чтобы наши гости напитались энергией Байкала, энергией творчества и красоты. Чтобы наш город и наш театр стали для вас родным местом, куда всегда хотелось бы вернуться.

Автор: 
Лора Тирон
02.10.2007