Будь в курсе
событий театра

Дверь в Нарнию открывается в Иркутском драмтеатре

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Попасть через дверь шкафа в сказочную страну смогут зрители Иркутского драмтеатра. Спектакль «Лев, колдунья и платяной шкаф» по мотивам первой книги серии «Хроники Нарнии» английского писателя Клайва Льюиса создал режиссер и артист Иван Гущин. Проект реализован на средства Фонда президентских грантов при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области.
 

Любимая книга детства
 

«Хроники Нарнии» – одна из любимых книг моего детства, – рассказал режиссер Иван Гущин. – Возможно, я до сих пор действительно верю в то, что существует такая страна, куда может отправиться ребенок и взрослый, чтобы спрятаться там от невзгод.
 

Книга действительно любима многими поколениями. Но перед постановочной группой стояла непростая задача: как создать образ волшебной страны без спецэффектов, которые были доступны, например, авторам известной экранизации? Однако в театре с этим отлично справились. Спектакль с первых минут захватывает внимание, ведь он поставлен с той степенью театральной условности, которая оставляет зрителям пространство для воображения. И это вполне согласуется с той игрой, которую по сюжету затеяли Люси, Эмунд, Питер и Сьюзен, попавшие в дом профессора Гнома.
 

В начале спектакля очень эффектно сморится эпизод, где ребята зажигают в темноте спички, когда прячутся в незнакомом доме. Он дает зрителям возможность переключиться на восприятие сказочной реальности. Таким образом, они тоже вовлекаются в некую игру, участники которой договариваются, что, например, вот эта палка будет мечом, а вот это одеяло – королевской мантией.
 

Эффектные куклы и декорации
 

При этом нельзя сказать, что в постановке условные декорации. Над ними авторы художественной части потрудились на славу. Пространство спектакля придумал Хан-Али Аюбов. Создали кукол-героев истории Татьяна Орлова, Марина Чудинова, Елена Зуева и Игорь Зуев. А Ирина Бережных, Наталья Криворучко и Алена Бочкарева сшили костюмы в духе 1940-х годов.
 

Первый объект на сцене, притягивающий внимание, – шикарный платяной шкаф в стиле модерн с резными элементами. Он, поворачиваясь разными частями к зрителям, становится то дверью в жилище фавна мистера Тумнуса, то домиком четы Бобров, то окном в замке Белой Колдуньи, то превращается в стену возле Каменного стола. И все элементы декораций спектакля ему под стать.
 

Особенно впечатляют куклы. Самая эффектная – ростовой лев Аслан, роль которого исполняет Иван Гущин. При этом передвигаться ему помогают артисты Евгений Кириллов и Алена Бочкарева. Интересно, что зрители видят, что во льве находится артист, и еще двое помогают ему передвигаться, но при этом в какой-то момент, принимая условность игры, начинают верить, что это настоящий Аслан.
 

– Мы вдохновлялись работами лондонских театров, в одном из которых есть постановка «Боевой конь», где куклой коня управляют люди, – рассказал актер и режиссер спектакля. – Мы решили, почему бы нам не сделать такого льва. Саму конструкцию мастера придумали с нуля. Когда я первый раз залез в эту куклу, то решил, что в ней нереально двигаться. Но мы нашли выход – мне помогают еще два актера, которые держат основной вес льва.
 

В спектакле есть и другие кукольные персонажи. Мистером Бобром и Орлом управляет Евгений Кириллов, миссис Бобрихой – Алена Бочкарева.
 

Условным в спектакле также становится само пространство. Оттолкнувшись от элементов декораций, кукол и персонажей, зрителям остается лишь дорисовывать в своем воображении огромный старинный особняк Гнома, зимний лес Нарнии и армию его защитников. Помогает в этом и волшебный свет художника Сергея Ставцева, который превращает сцену то в театр теней, то в ледяной дворец.
 

Юные артисты
 

Кстати, некоторая условность действия также вписывается в историю создания самого спектакля. Артисты драмтеатра поставили ее вместе с воспитанниками театра студии «Аврора». То есть буквально разыграли ее по ролям с ребятами, которые очень профессионально вжились в образы своих героев.
 

Роль смелой и серьезной старшей сестры Сьюзен в разных составах исполнили Камилла Дриевская и Маргарита Хлыстова. Старшего брата Питера сыграл Сергей Алексеенко. Роль младшего Эдмунда, который за время спектакля проходит внутренний путь трансформации от предательства до раскаянья, воплотили на сцене Виктор Иванов и Владислав Наумов. Образ очаровательной Люси создали Агния Карионова и Радмила Дюкова. Юные артисты подкупают своей искренностью.
 

– Моя героиня немного похожа на меня, она добрая и робкая, – отметила Радмила Дюкова. – Играть в спектакле мне было очень интересно, потому что мы сначала занимались разминками и всякими актерскими штуками, а потом начали делать этюды. Но самое сложное было серьезно говорить текст, где нельзя смеяться.
 

Взрослую часть актерского состава представляет Анна Берлова, которая исполнила роль злой Белой колдуньи. Профессора Гнома в разных составах сыграли Андрей Винокуров и Антон Залетин.
 

В спектакле много эффектных сцен, поучительных эпизодов и скрытых смыслов, поэтому история наверняка понравится как детям, так и взрослым.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Елена Орлова
19.05.2021