Драмтеатр нашел нового героя нашего времени
Разработка сайта:ALS-studio
Классика тем и хороша, что со временем не теряет актуальности и в изменившихся условиях начинает звучать по-новому. В Иркутском академическом драматическом театре им. Н.М. Охлопкова в минувшую пятницу состоялась премьера спектакля «Сны Ермолая Лопахина» по пьесе Антона Чехова «Вишневый сад». Поставил его главный режиссер Геннадий Шапошников, который зарекомендовал себя как ценитель литературы высокого качества.
Основная сцена драмтеатра стала вновь камерной – сценографическое решение, когда места для зрителей расположены прямо на сцене, иркутяне уже могли видеть в спектакле МХТ им. Чехова на Вампиловском фестивале. Однако в данном случае в центре было сделано углубление в форме квадрата, где и происходило основное действие. Остальные сценографические детали: пол из оргстекла, под которым, словно во льду, застыли вишни, миниатюрная железная дорога, а под потолком – срубленные и упакованные в вязанки вишневые деревья и целлофановые полосы, словно уже сформированные дачные участки. Все это создает изысканную, но недолговечную, как засушенный букет, атмосферу умирающего дворянского гнезда. По словам режиссера, превращение большой сцены в камерную обусловлено тем, что в его восприятии «Вишневый сад» – это одновременно интимная и мистическая история. И если для погружения в атмосферу разговора тет-а-тет необходима камерность, то для создания мистического плана нужно пространство.
Центральным героем спектакля, что подчеркнуто и в его названии, стал купец Ермолай Лопахин. Его роль одновременно трогательно и иронично исполнил артист Степан Догадин. Восприятие, сформированное школьными учебниками, где этот персонаж трактуется как делец, который прежде всего хочет получить выгоду, улетучивается буквально с первых минут постановки.
Безусловно, Ермолай Лопахин – самый реальный герой спектакля. Более того, все остальные персонажи – как будто фигуры из его сна. Их мысли и поступки оторваны от реальности, а чувство самосохранения им чуждо. Раневская (актриса Виктория Инадворская) живет эмоциями. Ее приемная дочь Варя (артистка Светлана Светлакова) мечтает пуститься в странствие по святым местам. Ее брат Леонид Гаев (артист Александр Ильин) произносит пространные речи и строит планы, которым никогда не суждено осуществиться. Аня (Ярослава Александрова) и вечный студент Петя (Александр Лобанов) предаются мечтам о жизни, посвященной честному труду. Персонажи существуют каждый в своей плоскости. Нужно отметить, что одну из ролей – помещика Бориса Симеонова-Пищика – блестяще исполнил непрофессиональный артист, директор Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов Евгений Ячменев. Свойственная ему фактура точно попала в заданный образ.
Персонажи иногда не слышат друг друга, что подчеркнуто и режиссерскими решениями, когда артисты вместо реплик просто шевелят губами. Тем более не воспринимают они попыток Ермолая Лопахина спасти имение. Он вообще в этой истории как бы «свой среди чужих, чужой среди своих» – сын мужика с тонкими, как у артиста, пальцами и нежной душой, как характеризует купца Петя Трофимов. Ему не чужды сантименты: с какой нежностью он вспоминает образ Раневской из детства, старается воззвать к здравому смыслу обитателей дворянского гнезда, решить все миром, без обид. Но он не может совсем оторваться от реальности и, в конце концов, от своей коммерческой выгоды.
Финал известен. Несмотря на все ностальгические чувства, испытываемые Ермолаем Лопахиным, топор, который срубит вишневый сад, вряд ли дрогнет в его руке. Напрашивается вопрос: возможно, именно такой тип предпринимателя режиссер увидел в нашем времени?