Драматический театр открыл свои секреты зрителям
Разработка сайта:ALS-studio
Иркутск — город театральный. Не даром билеты на спектакли разбираются за месяц до их начала. Наверняка у каждого зрителя возникало желание приподнять завесу тайны и проникнуть в святая святых театра — за кулисы. Признайтесь, и вы представляли себя на месте актеров, пытались почувствовать, чем они живут, как работают? Узнать, что же кроется за чарующим словом «театр» иркутяне смогли в понедельник, 4 марта. Наша редакция не смогла пропустить такое событие.
Театр начинается с расписания
Молодежное театральное движение (МТД) вот уже семь лет активно продвигает всевозможные проекты, связанные с драматическим театром имени Охлопкова. На этот раз ребята из театрального движения решили провести экскурсию «Тайны закулисья».
- Мероприятие проводится в рамках «Недели неформального образования» в Иркутске, – рассказывает арт-менеджер МТД Маргарита Подкорытова. – План экскурсии разрабатывали мы сами, активисты МТД, мы же выступаем и в роли экскурсоводов. На сцене все видят спектакль — итог долгой и трепетной работы. А каких это стоит усилий, никто не знает. Желающих оказаться «за кулисами» очень много. Вот сегодня к нам пришло 60 человек, чего мы совершенно не ожидали. Возраст пришедших — от 11 до 70 лет. Здорово, что иркутяне интересуются театром — очень сложным организмом, который живет своей жизнью.
После знакомства и решения организационных вопросов собравшиеся отправились исследовать драматический театр. Весело переговариваясь, любопытные зрители смотрели по сторонам, стараясь ничего не пропустить. Но чувствовалось за всем этим и волнение: «что же ожидает нас в эти два часа?»
- Театр — это искусство, здание, актеры. Но наша задача сегодня узнать театр как производство, фабрику, если хотите, которая выпускает спектакли, - начал экскурсию Игорь Щеглов, руководитель МТД.
Театр для зрителя начинается с вешалки. А для актера — с расписания. Неделя в театре начинается со вторника и заканчивается понедельником. Шесть дней актеры работают, а седьмой у них выходной. Поэтому по понедельникам драмтеатр обычно арендуют для различных мероприятий — концерты, церемонии награждения и прочее.
Многие думают, что актер — существо богемное, приезжает перед самым спектаклем, а все остальное время отдыхает и отдается творческим порывам. Вопреки стереотипу, день актера весь расписан — в первой половине дня репетиции, а вечером спектакли. Кроме этого, обязательны посещения занятий по речи, вокалу и хореографии, потому что актер должен быть всегда в тонусе.
Зрителей заинтересовали цифры, стоящие рядом с каждым спектаклем. Оказалось, что это порядковый номер, или «возраст» спектакля. Например, «Трое на качелях» спектакль-старожил, он будет исполняться в 147 раз. Есть спектакли, которые пока и до десятки не дотянули, у них все впереди. Иркутяне увидели и то, что держится в строгой секретности — названия спектаклей, которые только репетируются и их еще никто не видел.
Кто подает звонки?
- Здание драматического театра состоит из двух частей: новой и старой, отреставрированной. В театре четыре сцены: основная, камерная, другая и учебная, – продолжил рассказ Игорь. – Название «Камерная» произошло от «Камера», что по-латыни означает «комната». И правда, здесь нет сцены, просто темная комната, зал. Это удобно для проведения экспериментов, потому что можно делать сцену всегда разной: расставлять по-разному стулья, использовать второй этаж… Камерная сцена открыла для меня драмтеатр заново. На ней расстояние между актером и зрителем уменьшается, декорации уходят на второй план, а все внимание зрителя сосредоточено на игре актеров.
Сбоку от камерной сцены мы увидели маленькую комнатку с компьютером и микрофоном. Это рабочее место помощника режиссера. Режиссер придумал спектакль, запустил его в работу и переключился на другое дело. А помощник режиссера с этим спектаклем от начала до конца. Он осуществляет взаимосвязь всех цехов и следит, каким актерам когда надо выходить на сцену, какие декорации должны быть в действии.
Работа, конечно, сложная, ответственная. Но больше поразило не это. Оказывается, именно помощник режиссера подает звонки, возвещающие о начале спектакля. Именно его голос мы слышим, когда нам сообщают, сколько минут осталось до начала и что нужно отключить мобильные устройства. Да-да, это не запись. Мы узнали, что первый театральный звонок подается за полчаса до начала спектакля и разрешает прием зрителей. Так что не приходите совсем рано, до шести все равно будете стоять на улице. Перед тем, как дать первый звонок, помощник режиссера проверяет, чтобы все задействованные актеры были на месте.
Второй звонок подается за 15 минут до начала спектакля. На камерной сцене зрители уже могут рассаживаться, так как там всего 96 мест и нужно больше времени развернуться в небольшом пространстве. На основной сцене 527 зрительных мест, так что они после второго звонка еще ждут в фойе. Последняя трель раздается в 18.30. Но это еще не начало действия. Проверяется «боевая готовность»: актеры на своих местах, декорации готовы. Начало спектаклю дает дежурный администратор. Иногда зрители приходят со старыми билетами или же появляются двойные билеты. Когда все проблемы решены, спектакль начинается.
Такая другая сцена
Экскурсантов заинтересовали странные будочки, которые расположены практически на каждой сцене. Игорь поправил: «Аппаратные». На «будочки» работники театра обижаются. В аппаратных сидят художники по свету, звукорежиссеры и звукооператоры. Они ведут спектакль по партитурам, в которых расписаны все реплики. Отклонение невозможно, поскольку каждая деталь выверена.
Заглянули мы на основную сцену, в реквизиторский цех, в гримерные. Актеры почти всегда накладывают грим самостоятельно, так что в гримерных обязательно есть трельяж, зеркало в полный рост и свет, способный смоделировать свет театральный.
Из декорационного цеха все быстро сбежали — от запаха краски щипало в глазах! Работникам цеха явно не сладко, несмотря на работающую вытяжку.
Зато Другая сцена стала для всех открытием, загадочным театральным островом, который не хотелось покидать. Другая сцена находится на цокольном этаже. Раньше в этом помещении хранились краски, ткани и прочий театральный «хлам». А сейчас здесь царит атмосфера творчества, причем не общедоступного, а для самых-самых театралов, что ли.
Спектакли на другой сцене проходят не часто, она рассчитана всего на 30 зрительных мест. Это настоящий простор для эксперимента: сцена везде, все пространство является игровым. Во время действия играет инструментальный ансамбль. На этой площадке можно увидеть те спектакли, которые на основной не поставишь. В настоящее время иркутяне могут насладиться тремя спектаклями: «Елизавета Бам», «Лунин» и «Гоголь/Кафе». Конкретно мы застали «остатки» постановки «Гоголя/Кафе». Чтобы получить билет на эту сцену, нужно очень постараться. Но, судя по горящим глазам экскурсантов, они точно будут воевать за возможность вновь оказаться здесь, в этой темной маленькой комнате, полной тайн.
Дальше началось разноцветие. Розовый зал, синий зал, зеленый… Очень красивые, передают атмосферу 19 века. Так и хочется пуститься вальсировать под руку с каким-нибудь очаровательным молодым человеком!
- В зеленом зале два одинаковых зеркала, но одно с трещиной. И лет этой трещине столько же, сколько и театру, – поделился Игорь. – Зеркала дорогие, заказаны были в Венеции. Везли их в Иркутск очень долго, вот по дороге одно треснуло. Менять уже не было времени, потому что хотели успеть к открытию. Кстати, мебель тоже итальянская, легкая, хотя на вид массивная. Домой такую мебель заказать не получится, эта фирма выполняет только театральные заказы.
До встречи, театр
Спустя полтора часа экскурсия завершилась в музее драматического театра. Посмотреть афиши начала 20 века и послушать об истории театра может любой желающий. В музей можно прийти в антракте и архивариус все покажет.
Зрители, проникшие в тайны театра драмы, остались очень довольны.
- Театр — это храм искусства. Когда я ходила по зданию, у меня возникали ассоциации с православными храмами… – рассказывает Екатерина Поличева. – Я сама занималась театром, в Улан-Удэ. И все привыкли видеть готовый результат, а оказалось, что это глобальная работа. Обязательно посещу другую сцену, она очень понравилась.
Самому юному экскурсанту, Глебу, было 11 лет. Он восторженно рассказывал про красивый синий зал, про декорационный цех. Говорит, наконец, желание сбылось: когда смотрел спектакль по сказкам Бажова, все старался разгадать, как оно все делается. А театральным развитием мальчика занимается его папа Сергей. Из экскурсии он ничего нового не узнал, потому что три года его жизни были неразрывно связаны с драмтеатром. Сергей занимался реставрацией старой части здания и знает здесь каждый уголок, каждую половицу.
Остальные же открыли для себя много нового в этот вечер. А главное — еще больше полюбили драматический театр им. Охлопкова — один из лучших театров Сибири.
Фото: Анны Кочкуровой