Будь в курсе
событий театра

Драматическая пауза

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Ведущие иркутские театры остались без главных режиссеров и взяли шефство над Крымом.
 

Сразу два ведущих иркутских театра открывают новый сезон при отсутствии главных режиссеров. В начале лета из ТЮЗа неожиданно для многих уволился Андрей Сидельников, успевший за время своей работы инициировать ряд важных проектов, а бывший художественный руководитель Драматического театра им. Н.П. Охлопкова Геннадий Шапошников спустя 13 лет уехал в Москву. Театры, между тем, бодро докладывают о продолжении работы в прежнем и даже еще более творческом и эффективном режиме.
 

В Москву, в Москву!

Слухи об уходе Геннадия Шапошникова из иркутской драмы появились еще год назад, когда стало известно, что его пригласили возглавить московский Театр на Покровке. Новость распространило Информационное агентство ТАСС, причем указывалось, что режиссер чуть ли не в двухнедельный срок сворачивает все проекты в Иркутске и переезжает в Москву. Геннадий Шапошников вынужден был успокаивать общественность.
 

- За годы работы в Иркутске у нас с директором Анатолием Стрельцовым сложился механизм, который работает как часы. Я могу себе позволить выезжать и ставить спектакли в других городах. Меня с Иркутском многое связывает, и я еще многое хочу здесь сделать, — сказал тогда он.
 

Геннадий Шапошников, будучи худруком иркутской драмы, весьма активно сотрудничал с другими театрами страны. За эти годы он поставил множество спектаклей на различных площадках столицы: в Театре эстрады, Театре имени Евгения Вахтангова, «Современнике», Театре наций, в том же Театре на Покровке… Однако большую часть своего времени и энергии Геннадий Шапошников все же отдавал Иркутскому драмтеатру, где за все 13 лет работы поставил более 40 спектаклей.
 

В ноябре 2015 года на большой сцене иркутской драмы вышел спектакль «Идиот» по одноименному роману Федора Достоевского, который стал настоящим событием прошлого сезона (кстати, свой нынешний, 167-й по счету, сезон драма тоже открыла именно с него). Впрочем, одним большим спектаклем в прошлом сезоне участие Геннадия Шапошникова и ограничилось. Режиссер все больше проводил времени в Москве, и художественная часть руководства театром легла на плечи директора Анатолия Стрельцова. С чем он, кстати, вполне успешно справился — по итогам сезона вышло более десятка новых спектаклей.
 

- Понятно, что без главного режиссера театр существовать не может, и мы сейчас продолжаем поиски кандидатуры на эту должность, — рассказал директор театра корреспонденту «Озера». — Хотя найти такого человека очень непросто. Поставить хороший спектакль не так сложно, как суметь найти с коллективом общий язык и взаимодействие. Главный режиссер — это особая профессия. Хороших режиссеров много, а вот главных режиссеров — единицы.
 

Драмтеатр вступил в новый сезон без главного режиссера, но с серьезными планами. Пока анонсируются всего две больших премьеры — до нового года на большой сцене московский режиссер Татьяна Воронина должна выпустить «Бег» Булгакова, а к весне, к 80-летнему юбилею Валентина Распутина, все тот же Геннадий Шапошников планирует показать «Прощание с Матерой».
 

- Конечно, пока сложно работать без главного режиссера, ведь многие вопросы должен решать именно он, но ничего — справляемся. У нас подрастают молодые режиссеры, которые уже активно ставят в театре, так что сезон будет насыщенным,- пообещал Анатолий Стрельцов.
 

Крым наш

Помимо спектаклей, театр анонсирует и другие новшества. Так, уже вышел первый номер театральной газеты «Суфлер», которую выпускает литчасть драмы. На одном из местных телеканалов планируется к запуску специальная телепередача о жизни Охлопковского театра. Но еще более амбициозными стали вести о том, что иркутская драма инициирует открытие театра в Евпатории.
 

- Правительство Крыма обратилось к нам с просьбой помочь открыть им театр, — рассказывает Анатолий Стрельцов. — Здание у них есть, сильное желание пока тоже есть, осталось найти тех, кто будет в нем играть. Мы договорились о том, что поможем набрать ребят для будущей труппы. Не знаю, что из этого получится.
 

С 14 по 16 октября, будучи на гастролях в Крыму, Иркутский драмтеатр на базе Евпаторийского театра им. А.С. Пушкина проведет кастинг для молодежи, в результате которого будет сформирована группа для обучения на подготовительных курсах.
 

- Мы хотим подготовить ребят для поступления в будущем году в Иркутское театральное училище, по целевому набору, специально для воспитания молодых артистов в театры Республики Крым. То есть они будут четыре года у наших педагогов, а потом вернутся обратно, и, может быть, на базе такого курса родится труппа драматического театра Евпатории, — говорит Анатолий Стрельцов.
 

По личным причинам

В кресле главного режиссера Иркутского ТЮЗа пока никто не задерживается надолго. Стоит вспомнить уход Геннадия Гущина в 2014 году из-за некоторых разногласий с руководством. Следующий главреж задержался в Иркутске всего на два года. Уроженец Петербурга и штатный режиссер Театра на Литейном, Андрей Сидельников в 2014 году принял приглашение директора Виктора Токарева стать главным режиссером театра с большой опаской. Опыта подобной работы у него не было, город был не очень знаком. Тем не менее он влился в жизнь театра весьма активно — приглашал интересных режиссеров, сам поставил на разных сценах несколько любопытных спектаклей, инициировал проведение режиссерской лаборатории, которая всколыхнула жизнь труппы насколько, что часть артистов даже открыла в Иркутске еще один театр — «Новая драма».
 

Последним заметным проектом, которым удивил публику Андрей Сидельников, стала «Ночь в театре», которая завершала прошлый сезон в конце июня и стала первым прецедентом подобного рода в Иркутске.
 

Сразу после завершения сезона Андрей Сидельников официально объявил о том, что покидает театр. Заявление об уходе стало досадной неожиданностью, ведь ТЮЗ с приходом петербургского режиссера по-настоящему ожил. Артисты с удовольствием участвовали в новых проектах, благодаря которым некоторые из них сами начали ставить спектакли, в театр стала ходить молодая публика, в репертуаре появились постановки по современной драматургии — ТЮЗ при Сидельникове стал знаковой театральной площадкой, привлекающей не только детскую аудиторию, но и студенчество, и взрослого зрителя.
 

- Основная причина моего ухода — это расстояния: слишком далеко Иркутск от Питера, поэтому в первую очередь это личные обстоятельства. Есть, конечно, и ряд творческих причин, но они не основные. Тем более мы договорились, что будем продолжать поддерживать связь, — прокомментировал режиссер свое решение корреспонденту «Озера».
 

Директор театра Виктор Токарев подтвердил, что связь с Андреем Сидельниковым не прервется.
 

- Мы продолжим все проекты, начатые Андреем Николаевичем в нашем театре, — отметил директор. — В январе обязательно проведем очередную режиссерскую лабораторию, открывать сезон будем тоже в формате театральной ночи, которую мы назвали «Осенний бал». В этот же вечер, 7 октября состоится и первая премьера сезона: свою пьесу «В контакте» сейчас репетирует с актерами известный иркутский продюсер и режиссер Олег Малышев. Ее мы покажем на реконструированной малой сцене, где продолжатся показы и спектакли Андрея Сидельникова «Семейные сцены», а сам он приедет к нам ставить в новом сезоне «Бесприданницу» Островского.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Антон Кокин
20.09.2016