Режим для слабовидящих Обычный режим

Дом Муз Иркутского театра

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

 

Совсем недавно, 18 мая, в мире широко отмечался Международный день музеев. Эта дата начала отсчет с 1977 года.

Для справки:

Музей (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов), затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты.

Википедия

 

 

 

Засл. арт. России Виталий Сидорченко

У Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова как у организации с огромной историей и богатой творческой жизнью тоже есть свой музей, у истоков которого стоит журналист, краевед, засл.арт. России Виталий Сидорченко. Музей, где каждый экспонат, будь то старинная афиша, программка спектакля начала 50-х, билет в театр начала XX века, фотография артиста XIX века – это результат его многолетних поисков и работы. Так музей театра, располагающийся под самым «куполом» здания на втором ярусе, в этом году отмечает свое 25-тилетие…

Однако жизнь в театре не замирает в музейной тишине, и, более того, она любопытна и многообразна. Театр, как один из основных институтов культурной жизни пишет свою новейшую историю каждый день. И зрители видят новые спектакли, происходит пополнение труппы, приезжают режиссеры, запускаются новые проекты… Театр-мир. Театр-сцена. Театр-кафедра. Театр-дом… И кто не мечтал заглянуть за кулисы? Узнать, как создается театральная магия? Что делать, если в силу широты родных просторов, до театра только добираться целый день? Так в театре появился еще один большой многолетний проект театральных выставок. Его идейным вдохновителем стала Людмила Колесник, заведующая музеем театра, специалист с огромный опытом работы в этой области. У нее мы узнали о ближайших планах и о действующих экспозициях.

 

 

 


 
Нар.арт. России Наталия Королёва и Людмила Колесник
на открытии выставки

- Какова миссия музея? И какова миссия музея в театре?
 

- Первоначальная миссия музея была собрать и сохранить. Затем функции музеев расширились, и на первый план вышла просветительская деятельность. Таким образом, предметы материальной и духовной культуры, которые хранятся в музее, могут рассказать историю страны, края, организации и пр.
 

Музей Охлопковского театра также расскажет его историю, которая насчитывает уже более 160 лет. И надо помнить, что раньше вся культурная жизнь, жизнь образованных людей формировалась вокруг театра. Театр был своего рода градообразующим предприятием в российской провинции. Ни в одном европейском городе не было такого отношения к театру. Слова Сорина из чеховской Чайки «без театра нельзя» как нельзя лучше отражают эту российскую особенность. Вспомните нашу географию, вспомните наш климат, зимние долгие вечера… Действительно, без театра нельзя! И такая история должна быть сохранена.
 

В России существует отдельный Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, где собрана история русского и зарубежного драматического и музыкального театра, рукописи видных театральных деятелей, эскизы декораций и костюмов, аудиозаписи и т.п. Но он один и находится в Москве. Сегодня все крупные театры в разных городах имеют свои музеи, самый известный из них музей Большого театра. Театрам на самом деле есть о чем говорить. Зрители приходят посмотреть спектакль, но для того, чтобы он родился, на него работает множество служб.
 

Сегодня, благодаря Виталию Сидорченко, мы имеем театральный музей. Но по своим масштабам он несопоставим, например, с театральным музеем в Казани, где экспозиция занимает отдельное здание, там ведется специальное комплектование, штат сотрудников, и они работают по принципу государственного музея. Я вижу, наш музей вызывает интерес у зрителей, но мне кажется, что его площадь не позволяет полностью отразить все, что возможно. Мы уже разговаривали и с директором театра Анатолием Стрельцовым, и с главным художником театра Александром Плинтом о расширении границ музея. Например, увеличилась гастрольная география – это и область, и регионы, и другие страны, поэтому надо обновить гастрольную карту.
 

Музей – это не застывшая форма. Это организм, который все время работает. Должны быть выставки в театре, передвижные выставки. Мы начали с экспозиции на День театра, 27 марта, затем запустили выставку фотографий в Саянске, Усолье-Сибирском, Усть-Уде. Сейчас часть экспозиции со Дня театра уедет в Иркутскую областную библиотеку им. И.И.Молчанова-Сибирского, а ее место займет выставка, посвященная Литературным вечерам.
 

Совместно со спектаклем на гастроли можно возить и выставку, рассказывать историю театра, историю создания спектакля. Можно проводить выставки актерских творческих работ: фотографии, рисунки, инсталляции, или выставку художественных работ и поделок детей актеров. 
 

Комментарий главного художника театра засл. деятеля
искусств России Александра Плинта

- Что в ближайших планах?
 

- На этой неделе мы начинаем монтировать выставку «Откровение души», посвященную Литературным вечерам «Этим летом в Иркутске». В нее войдут фотографии гостей вечеров с 2007 года, залы, автографсессии, книги, которые были изданы, афиши, флаеры, буклеты.
 

На Вампиловском фестивале в сентябре есть идея представить художественные работы из галереи Дианы Салацкой. У нее есть интересный проект «Посвящение Вампилову», где автор представлен в творчестве художников, фотографов, скульпторов и пр., отражены страницы его творческой биографии, индивидуальный путь писателя. В этом году фестиваль будет проходить в девятый раз, а в 2015 году, на X Вампиловский фестиваль, – можно показать ретроспективу фестивальных событий.
 

Что касается передвижной выставки, то хотелось бы отправить ее на север Иркутской области. Ведутся переговоры с выставочными залами Усть-Илимска, Железногорска.
 

- Назовите три масштабных проекта, которые Вам бы хотелось реализовать?
 

- Ночь в музее театра, выставку театрального костюма и частичную реэкспозицию музея.
 

В музее стоят очень любопытные витрины с подарками театру от разных людей и организаций, почему бы не перенести их в вестибюль служебного входа, чтобы как можно больше людей смогли их увидеть.
 

Мне бы хотелось по-другому оформить служебный вход театра, через который проходит много официальных гостей. Поставить там указатели, что и где находится. В зрительской части здания также сделать указатели «Работает музей», создать памятку для зрителей об истории театра, которая будет прилагаться к билетам. Но это только моя идея, конечно, это все надо согласовывать с директором театра.
 

 

- Что на ваш взгляд может быть наиболее интересным для зрителя?
 

- Театральный костюм и отдельные предметы бутафории. Любая выставка должна готовиться. К любому экспонату должны быть хорошие понятные тексты, которые отражают, из какого спектакля костюм, какая роль, какой артист выступал в нем, год постановки и пр. А у пришедших на выставку должна быть возможность примерить на себя театральный образ: головные уборы, маски, взять в руки реквизит, сфотографироваться с ним. Наверное, так мы будем одним из немногих музеев, где экспонаты можно трогать руками.
 

Уже сейчас, по прошествии двух месяцев работы экспозиции, нам звонят люди, интересуются, будет ли продолжение, где и в какие города мы поедем, что будет представлено, какие экспонаты. Поэтому можно с уверенностью сказать, что театральный музей нужен.

Автор: 
Дарья Андреева
22.05.2013