Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

До скорой встречи

Версия для печатиВерсия для печати

Это творческие встречи, споры о будущем театра, апробация новых спектаклей, которых еще не видел даже свой зритель. Гастроли — проверка самостоятельности театра, его художественных и твор-ческих исканий, которые определяют эстетическую платформу театра. Являясь неотъемлемой частью его деятельности, сейчас в ряде регионов гастроли прекратились совсем. Отдушиной стали региональные и всероссийские фестивали.

Повышение цен на коммунальные услуги, транспортные расходы, оплата гостиниц — серьезные препятствия в реализации театральных гастролей. Вместо качественных гастролей с разнообразным репертуаром сейчас зрителям представляют суррогатный материал с усеченными спектаклями, с минимумом декораций, реквизита, костюмов. Естественно, качество таких спектаклей снижается, а их художественная ценность желает оставлять лучшего. Вопреки этому, министерство культуры нашей области, директора театров по-прежнему считают этот вид деятельности одним из приоритетных направлений своей работы. Гастроли иркутских театров 2010 года проводятся в канун знаменательного события для каждого жителя Приангарья: городу Иркутску в сентябре 2011 года исполняется 350 лет со дня основания. К этому празднику учреждения культуры и искусства области готовят свои профессиональные подарки. Возникает естественная потребность ознакомить с ними в первую очередь своих соседей, а ближайшим является Республика Бурятия, которая также готовится к важному юбилею — 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.

Культурный обмен с соседями

Готовясь к этому празднику, правительство Республики Бурятия реализует ряд значимых культурных и социальных проектов. Интересные события происходят сейчас в культурной жизни Бурятии. Коммуникационные связи дают определенную информацию о наших делах, но этого мало, хочется все видеть своими глазами, быть сопричастным к новым деяниям.

Гастрольные маршруты 2010 года пересеклись в двух городах: Иркутске и Улан-Удэ. С творчеством театров Бурятии зрители Приангарья смогли познакомиться в июле этого года. На сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского с успехом прошли гастроли Государственного академического театра оперы и балета им н.а. СССР Ц. Цыдынжапова. Только на стационаре театр показал 40 спектаклей и концертных программ. Высокие оценки зрителей получили спектакли «Юки», «Арлекинада», «Кармина Бурана», «Чио-чио-сан». В целом около 20 тысяч зрителей Приангарья побывали на спектаклях ведущего театра республики. Успешно в области работает республиканский театр кукол «Ульгэр».

Предстоят гастроли в Иркутске Государственного Русского драматического театра им. Н.А. Бестужева.

С ответным визитом с 10 по 24 сентября на гостеприимной бурят-ской земле начнутся гастроли Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Старейший театр России уже завершил свой 160-й театральный сезон, но празднование этого события состоится в Иркутске только после завершения выступлений в Улан-Удэ.

Гастрольная афиша иркутян определяет его художественно-эстетическую платформу, основные творческие приоритеты охлопковцев. В нее вошли лучшие произведения мировой драматургии и литературы. За период гастролей жители Улан-Удэ, гости столицы смогут увидеть спектакли: «Последний срок» В. Распутина, «Прошлым летом в Чулимске» и «Старший сын» А. Вампилова, «Сны Ермолая Лопахина» («Вишневый сад») А.П. Чехова, «Гамлет» и «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Дорогая Памела, или Как пришить старушку» Дж. Патрика.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ — СТЕРЖЕНЬ МОЛОДЕЖНОГО СОСТАВА

Старейший театр России всегда старался продолжать и развивать традиции русского психологического театра, создавая ансамбль исполнителей, объединенных одной идеей и верой. Благодаря усилиям руководства театра, особенно его директора заслуженного работника культуры Российской Федерации А.А. Стрельцова, ведущих мастеров сцены, театр на базе Иркутского театрального училища воспитал новое поколение творческой молодежи. Теперь эти выпускники являются стержнем его молодежного состава. В 2010 году театр стал инициатором проведения набора студентов на заочное отделение Театрального института им Б. Щукина при Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова в Москве по специальности «Актер драматического театра и кино». Все обучение будет строиться на базе нашего театра. Этот эксперимент не ради эксперимента, а глубоко продуманная стратегия решения вопросов кадровой политики.

На гастролях будет представлен Антон Павлович Чехов в постановке главного режиссера театра Г. Шапошникова. Творческую позицию талантливого режиссера можно определить словами великого Г. Товстоногова: «Только та условность реалистична, которая задана пьесой, выражена через актера и находится в точном соответствии с временем, с психологией современного зрительного зала». К реализации этой заповеди стремятся главный режиссер, ведущие мастера театра и его творческая молодежь.

Это во многом подтверждается в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, где соавторами режиссера Г. Шапошникова выступают актеры, занятые в нем: народная артистка Российской Федерации Н. Королева, заслуженные артисты Российской Федерации И. Чирва, А. Булдаков, В. Сидорченко, актрисы Е. Гайдукова, М. Антипина, Н. Савина. Своим проникновением в мир вампиловских героев постановщик вскрывает конфликт, заложенный в пьесе: жить для себя или жить для других, раскрывая во всем сценическом действии гражданскую позицию автора, постановщика и всего театра.

МАСТЕРСТВО И ВДОХНОВЕНИЕ

Высокими идеями гуманизма, духовной чистоты, нравственности пронизан спектакль «Последний срок» по повести В. Распутина. Хотелось бы привести слова оценки нашего классика литературы о данной работе театра, сказанные на одной из пресс-конференций: «Я могу только поблагодарить за этот спектакль. Видел «Последний срок» четыре раза, и, конечно, это лучший спектакль из всех. Произведение это начали ставить в 1980-м, и тогда тоже звучало. Но, наверное, нужно было с ним пожить и понять, что происходит со всеми нами, с народом. И это время сейчас пришло, поэтому удалось так сделать этот спектакль, так сыграть, что это и для меня было удивительно. Ведь обычно, когда пишешь текст, представляешь себе, как это должно быть. Но то, что я видел на сцене, получилось лучше, красивее, точнее и значительнее».

Это исключительно ансамблевый спектакль, где воедино сочетаются мастерство и вдохновение. В спектакле заняты: народная артистка Россий-ской Федерации Н. Королева, заслуженные артисты Российской Феде-рации Л. Слабунова, Т. Двинская, И. Чирва, В. Орехов, артисты А. Пушилина, С. Догадин, О. Шмидгаль, М. Кузнецова.

Спектакль «Последний срок» имел большой успех на международном театральном фестивале «Золотой витязь» в Москве. Попасть на него смогли далеко не все именитые деятели театрального искусства и представители СМИ столицы.

Закономерно, что, когда работала комиссия критиков по отбору лучших спектаклей России на IV Всероссийский театральный фестиваль имени легендарного русского трагика Н.Х. Рыбакова, состоявшийся в Тамбове в 2010 году, спектакль «Последний срок» Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова был единодушно включен в репертуарную афишу фестиваля, а в нее включается не более шести лучших спектаклей, поставленных в течение года во всех театрах России. Учредителем этого фестиваля, его организатором является Малый театр России.

Это актерский фестиваль, здесь нужно продемонстрировать высокий уровень актерского мастерства, которым всегда славился русский театр. Уникальный случай: при обсуждении спектакля охлопковцев ведущие театральные критики России не высказали ни одного замечания. Для всех было ясно — это лучший спектакль фестиваля.

В итоге лауреатские премии были присвоены участникам спектакля: заслуженным артистам Российской Федерации Л. Слабуновой, Т. Двинской, артистам С. Догадину, А. Пушилиной, М. Кузнецовой, а исполнительнице главной роли старухи Анны народной артистке России Наталии Королевой присвоено звание и диплом лучшей актрисы России.

В Иркутск было отправлено благодарственное письмо: «... Хотим высказать огромную благодарность актерам. Захватывает дыхание, когда вспоминаешь спектакль «Последний срок». Это невероятно высокая актерская работа, зал плакал, никто не оставался равнодушным. Несомненно, это лучший спектакль Фестиваля! Мы видели многое, но такое — впервые. Коллектив работал, как единое целое, на «пять». До сих пор не можем прийти в себя, будем ждать вас еще. Тамбовские зрители».

ЭКСПЕРИМЕНТ УДАЛСЯ

Театру свойственно стремление к эксперименту. Такая попытка сделана в спектаклях по пьесам У. Шекспира «Гамлет» и «Ромео и Джульетта». Тема борьбы за власть становится главной в спектакле «Гамлет». Все хотят заполучить власть честными и нечестными путями, несмотря ни на что, лишь бы получить право управлять судьбами людей, уничтожать, убивать всякого неугодного, стоящего на этой «звериной» тропе. Охлопковцы сумели разыграть на сцене своего «Гамлета», и, какие бы оценки ни возникали после спектакля, это интересная, театральная работа. В спектакле наряду с мастерами сцены успешно работает молодежный состав театра, и среди них блистают: А. Орлов, О. Матэрн, В. Конев, А. Дружинина, М. Елина и другие.

Спектакль «Ромео и Джульетта» — исключительно молодежный проект. В нем гармонично сочетаются драматургия, музыка, пластика, вокальное мастерство исполнителей. Это подлинный театральный праздник молодежи и для молодежи. Особо хотелось отметить в этом спектакле работы актеров: А. Братенкова, Е. Ковалева, А. Пушилиной, А. Дружининой, А. Антипиной, А. Орлова, А. Чернова.

Если знакомство с иркутским театром сделает вашу жизнь ярче, совершеннее и духовно богаче, значит, цель гастролей будет достигнута.

Автор: 
В. Кутищева
01.09.2010