Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Дневник Фестиваля: день Третий

Версия для печатиВерсия для печати

Блеск и нищета экспериментов – в теории и на практике.
 

Мастер-класс, круглый стол, семь спектаклей и озорные капустники «на десерт» - таков был сценарий Третьего дня «Театрального Приангарья».
 

Шлифовка навыков, распахивание горизонтов
 

На этот раз сборная команда любителей осваивала навыки сценической речи под руководством педагога по технике речи Галины Турчаниновой- Родиной, которая много лет шлифует языковые умения охлопковцев. Занятия прошли продуктивно, Галина Николаевна довольна, что удалось поработать не только с группой, но и с отдельными артистами индивидуально, получить заметный практический результат.
 

Круглый стол, собравший представителей разных творческих коллективов, оказался увлекательным и раздвинул теоретические горизонты нашей театральной провинции. Театральный критик, журналист, соучредитель Санкт-Петербургской премии для молодых «Прорыв», программный директор фестиваля «Точка доступа» Андрей Пронин поделился с аудиторией своими обширными знаниями в области «Инновационных поисков в современном российском театре». Рассказ о новейших тенденциях и направлениях в театральной стилистике и формотворчестве, проиллюстрированный яркими примерами, был по-настоящему интересен. Интересен настолько, что мы обещаем дать о нём подробный отчёт в региональной прессе. В докладе Андрея Львовича предстали перед слушателями театральные новшества Третьего тысячелетия:  визуальный театр, иммерсивный, сайт-специфический, ремоут – театр спектакля-путешествия вообще без артистов; театр нон-фикшн, в котором «играют» реальные люди из жизни; плейбэк театр, в котором зрителю показывают его самого; театр-форум, когда проблематику спектакля тут же обсуждает публика – и это становится частью действия; инклюзивный театр, привлекающий лицедеев с ограниченными возможностями; и прочие-прочие экзотические формы. Конечно, богатство, которым поделился с нами питерский эксперт, заслуживает отдельной публикации.
 

Сказки, комедии, трагические страсти, пластические изыски
 

Парад спектаклей в этот день открывал Братский театр кукол «Тирлямы» своей работой по сказке Людмилы Улицкой «Маленькая история о большой мечте». Тёплая добрая история о жеребёнке, жаждущем выступать под куполом цирка, была сыграна в фантазийных декорациях, с умелой  актёрской подачей. Маленькие зрители, устроившие в зале полный аншлаг, прекрасно принимали братских кукольников и их обаятельных героев.
 

На Четвёртой сцене Иркутской драмы детский театр-студия «Иллюзион» из г. Зимы показал чрезвычайно темпераментную работу «Чучело» по повести Владимира Железникова. Проблема травли в школьном коллективе с момента написания этого прозаического шедевра сегодня обострилась до предела. Жестокое явление буллинга в подростковой среде приобрело циклопические масштабы. Молодой режиссёр Полина Королёва и её юные артисты перенесли действие в наши дни, осовременили и заострили реалии повести. Ребята призывают ценить каждого человека, каждую личность, независимо от его социального статуса и даже от особенностей его физической природы.
 

Прекрасное впечатления оставила у зала и экспертов постановка «Писательница» народного театра «Современник» из Казачинско-Ленского района. Любителям удалось сделать на редкость удачную инсценировку малюсенького рассказа Чехова «Драма», использовав фрагменты других его произведений. Исполнительница главной роли графоманки Мурашкиной артистка с огромным сценическим стажем Валентина Воробьёва сама составила текст «шедевра», который сочинила её героиня, и он оказался органичным, смешным и нелепым, при этом драматургически напряжённым и страстным. Кульминационная сцена грозы в творении бездарной литераторши была разыграна с эпическим размахом. Театр из таёжного посёлка остроумно использовал приёмы театра теней и выразительные аудиоэффекты, которые превратили эту сцену в настоящий комический хоррор. Конечно, главным достоинством спектакля следует признать актёрские работы, выполненные в смелом буффонадном ключе и большой сценической свободе. Думается, что сам Антон Павлович, случись ему увидеть такое воплощение своего короткого анекдота, остался бы доволен.
 

Спектакль «Степной король Лир» по одноимённой повести И.С. Тургенева в Иркутском ТЮЗе им. А. Вампилова раскрывает вечную проблему отцов и детей, тему жертвенности и неблагодарности, любви и предательства, человечности и немилосердия. Постановка сильна оригинальным и красноречивым художественным решением сценографа Натальи Елесиной, мощной актёрской работой исполнителя главной роли - заслуженного артиста России Николая Кабакова, стройным актёрским ансамблем, правдой узнаваемых ярких характеров.
 

Дерзновенный эксперимент Усть-илимского театра драмы и комедии «Ангел мой» по роману Достоевского «Бедные люди», который сами участники постановки определяют как «пластическую драму», претендует на жанровый эклектизм и модернистскую философичность. Попытка пересказать, вернее, подкрепить культовый текст классика хореографическими зарисовками под музыку Шнитке может показаться любопытной. Во всяком случае, чувствуется, что театр находится в активном творческом поиске.
 

Два еврейских этюда в полярных тонах
 

Удивил своей новой работой известный режиссёр с Камчатки Валентин Зверовщиков, спектакль которого «Баллада инвалидной улицы» показал на охлопковских подмостках Братский драмтеатр. Тема еврейской улочки, большинство из обитателей которой обречены погибнуть во время надвигающейся Второй мировой, привлекла многих зрителей, спешивших этим вечером в театр. Люди ожидали глубокого и бережного откровения. А встретились с непринуждённым ревю анекдотов и песен, написанных автором пьесы Натаном Рознером, за вывеской которого скрывался всё тот же Валентин Зверовщиков. Что ж, скучать публике не пришлось, и на том спасибо - по мнению журналиста Марины Рыбак.
 

Еврейская тема волею случая прозвучала в этот театральный вечер дважды. На Четвёртой сцене  Иркутского академического свою работу под эгидой регионального отделения СТД показала группа охлопковцев под руководством Ивана Гущина. «Как мы искали Трохимброд» - так назвал Иван свою инсценировку по роману молодого американского прозаика Джонатана Сафрана Фоера «Полная иллюминация».
 

- Я по-хорошему удивлён, как автору сценической версии Ивану Гущину удалось выделить из текста оригинала, сумбурного и перегруженного излишним натурализмом, ту тему, о которой можно и нужно было говорить, - комментирует иркутский театровед Арнольд Беркович. – От веселья к слезам и от слёз к надежде ведёт зрителя этот спектакль про горькую память далёких событий Холокоста, не нажимая на национальный аспект, не впадая в излишнюю драматизацию, не спекулируя на ужасе или вине. Просто обращаясь к самым естественным человеческим чувствам. Все четверо артистов, занятых в спектакле, создали образы, которые индивидуальны, интересны и вызывают глубокое сопереживание. Отметил я и удачные декорационные находки, и выигрышно подобранную музыку. И, самое главное, - искреннее, нежное отношение к судьбам героев, которое передаётся и залу.
 

Отыграв свои спектакли, вечером артисты собрались в Актёрский клуб ради шутливых капустных экспромтов. Впереди остался завершающий день Фестиваля.

19.03.2019