Будь в курсе
событий театра

Дневник фестиваля. День шестой. Терпсихоры «Алтая» и «галчата» из Питера съели последний капустный пирог

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

       В четверг, 25 сентября, состоялась лекция питерского театроведа, старшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории РГИСИ Татьяны Ткач «Тенденции современного театрального процесса. Проблема героя».

       Татьяна Сергеевна щедро иллюстрировала своё выступление снимками со спектаклей столичных подмостков. Документы говорят сами за себя. Во многих постановках известных, между прочим, режиссёров, актёры играют с масочными лицами.  Агафья Тихоновна в хрестоматийной гоголевской женитьбе остаётся «с носом» - и это буквально: красивый облик народной артистки России Анны Ковальчук «элегантно» скрывает уродливый «гоголевский» (?) нос. С носами, вообще, беда, свидетельствует критик. Они повырастали, как грибы, на самых уважаемых и даже академических сценах. Красные клоунские символизируют собой беспросветный идиотизм их носителей, а клювоподобные длинные – идиотизм осознанный. Продолжать можно долго, просто не к месту. Одним словом, лиц порой в театре не разглядеть, человека не распознать. Герой в старом добром понимании этого слова – ву а ля – отсутствует, резюмирует аналитик. Герой потерян. Исследование характеров и ситуаций заменяется «разворачиванием»  темы – разворачиванием, как правило, столь широким, что одна картина оказывается страшнее другой. Или одна другой безумнее. Жизнь отображается как наваждение. Великий и могучий русский психологический Театр, где в центре всего – человек, его глубинное постижение, отринут. Наступает театр «полноты эмоциональной жизни», театр-шоу, царство «драйва», «сюра» и «во все тяжкие». Между тем, театр без мировоззрения, ясного и целостного, невозможен, убеждена эксперт.

       Вечером свою работу показывал Театр эстрады имени Аркадия Райкина из Санкт-Петербурга. Это один из самых «кассовых» коллективов в нашей стране. Однако, шокирующих новаторских «вывертов», какими обескуражила слушателей своего доклада Татьяна Ткач, иркутские зрители не увидели. Спектакль «Вампилов. Оттепель» по материалам малой прозы и некоторых драматургических фрагментов нашего земляка подарил благодарной публике задушевную встречу с автором. Это было лёгкое, светлое, доброе путешествие в наше недавнее прошлое, с его ностальгическими приметами, простодушием и трудовым задором. Невероятно яркие актёрские работы – главная ценность любого сценического проявления – были выше всех похвал. Один только молодой артист Владимир Пискун не раз вызвал шквальные гомерические реакции и крепко запомнился бывалым театралам. Финалом вампиловского дивертисмента от «галчат» (театром руководит заслуженный артист РФ Юрий Гальцев) стал рассказ «Солнце в аистовом гнезде», особенно родной для завсегдатаев нашего фестиваля. Необыкновенно растроганы были гости из Кутулика – родного посёлка драматурга – во главе с мэром Аларского района Романом Дульбеевым. Овации питерцам, казалось, не кончатся. Они раскланивались с видимым удовольствием, а их уже поджидала фестивальная «Кухня», где «дымились» новые «капустные» деликатесы.

       Последний в нынешнем театральном слёте капустник собрал команды из Барнаула и Санкт-Петербурга. Танцоры Государственного молодёжного ансамбля песни и танца «Алтай» им. А.Ф. Березикова вместе со своим художественным руководителем, заслуженным работником культуры РФ Еленой Березиковой сымпровизировали запевку пьесы «Старший сын», изобразив, как хореографическая труппа напросилась «на постой» к драматическому фестивалю в Иркутске. Охлопковские «кулинары» хвалили блюдо от гостей за «изумительные ароматы алтайских трав» и смешно выделывали пируэты под музыку Валерия Гаврилина, балет которого барнаульцы готовились представить назавтра. Следом в меню последовала перемена. В рецепте Театра эстрады имени Аркадия Райкина иркутские дегустаторы отметили «высокое содержание культуры», отметив, что он входит в «топ-300 лучших шедевров Всероссийской книги рецептов». «Галчата» ответили экспромтом о лодочной прогулке по Ангаре, в который вовлекли и Елену Березикову, и нашего фестивального «владыку» Анатолия Стрельцова.  Затем с курьерами доставки прибыл сюрприз «от соседней кухни имени Загурского» - солист Иркутского музыкального театра Максим Колесников прямо из кастрюли спел страстный романс.  Потом всех уложил «комплимент» в адрес профессиональных критиков на фестивале. Из посудины с этикеткой «Критическое мышление» дегустаторы извлекли… И мужественно съели со счастливыми лицами – по лимону  и луковице, запив «кислые оценки» и «горькую правду» пузырьками едкого «уксуса». Зал укатывался, думая, что это финал. Не тут-то было.  Театровед Капитолина Кокшенёва предстала в облике критикессы-блондинки в умопомрачительном парике и наговорила уйму игривых двусмысленностей, обращаясь непосредственно к Анатолию Андреевичу Стрельцову.  Она называла директора «львом зимой», «непотопляемой театральной Матёрой», а также героическим Кузьмой (из «Денег для Марии»), который нашёл-таки средства на большой и важный театральный праздник. Вслед за маститой озорницей тряхнули стариной отцы-основатели капустной традиции в Иркутском академическом – лауреаты «Весёлой Козы» прошлых лет, заслуженные артисты России Владимир Орехов, Яков Воронов и Николай Дубаков. 
Продолжение «банкета» вылилось в дружественный фуршет. Капустники съедены. До последней крошки. Но фестиваль ещё продолжается.

Организаторами XV Международного театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова являются Автономная некоммерческая организация содействия развитию культуры и искусства «Катюша» и Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Правительства Иркутской области.

 

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Марина Рыбак
27.09.2025