Для взрослых и детей. Весенние новости иркутского драмтеатра
Разработка сайта:ALS-studio
«Закат» – продолжение зари?
Творческую весну Иркутский академический драматический театр имени Н.П.Охлопкова отметил двумя важными премьерами. Первой из них стал «Закат» по одноименной пьесе Исаака Бабеля в постановке заслуженного деятеля искусств России Олега Пермякова. Работы барнаульского режиссера иркутский зритель знает хорошо: его «Поминальная молитва» (1998 год) с народными артистами России Виталием Венгером и Наталией Королевой в главных ролях стала для драматического театра легендарной постановкой. С 2012 года в репертуаре идет «Елизавета Бам» – «сентиментальная пародия на течение жизни», спектакль-фарс по стихам Даниила Хармса, необычный по форме и содержанию.
В «Закате» Олег Пермяков соединил два этих мотива: вволю поэкспериментировал и создал на сцене историю, претендующую на то, чтобы стать знаковой, определяющей в тематике Иркутского академического драмтеатра. Этот спектакль продолжает один из основных разговоров «охлопковцев» о сохранении общечеловеческих ценностей, рассматриваемых сквозь призму семейных отношений. Основа основ – связь отцов и детей: ответственность первых, уважение и почтительность вторых - рушится под неумолимым действием развития нашего общества. Этой теме посвящены знаменитый «Последний срок» по повести Валентина Распутина, «Гроза» Александра Островского, «Сны Ермолая Лопахина» по «Вишневому саду» Антона Чехова и многие другие спектакли театра.
Зритель знакомится с семьей владельца извозопромышленного заведения 62-летним Менделем Криком (засл. арт. РФ Николай Дубаков), его женой Нехамой (засл. арт. РФ Татьяна Двинская), дочерью Двойрой (арт. Виктория Инадворская) и сыновьями: беспутным певцом Левкой (арт. Александр Братенков) и жуликом Беней (арт. Дмитрий Акимов). Мы видим хозяина в переломный момент его привычного существования, когда Мендель, яростно, не жалея сил работающий, неудержимо гуляющий в кабаке, держащий каждого человека в своем доме в крепком кулаке, понимает, что «закат» его жизни уже близок и что она – его жизнь – имеет цену. Все, что казалось важным, – его дело, дом и двор, его лошадей предлагают купить за вполне конкретную сумму. То, что имеет цену, на самом деле не стоит ничего - приходит осознание, что все было зря, не пожил, ничего не видел, ничего не успел! И Мендель Крик позволяет себе безрассудство – позднюю любовь, мечты об отъезде в далекие, прекрасные края... Но есть сыновья, которые не допустят позора и разорения семьи.
Сценография спектакля ставит его вне времени и вне пространства, что соответствует разорванности основного действия. По бокам висят картины с видами одесских улиц, над сценой расположен огромный экран, отображающий то, что снимает камера. Сначала зритель попадает на съемки фильма по пьесе Бабеля «Закат». Время от времени режиссер прерывает актеров, просит оператора взять крупный план того или иного героя, дает наставления артистам или слушает их очередной анекдот про евреев. Этот прием – образ, соответствующий современному «клиповому» мышлению. Мы можем плакать над фильмом, затем успеть помыть посуду во время рекламы, а по ее завершении сочувствовать героям дальше. В театре это непривычно, а потому заметно и заставляет задуматься о нашем дозированном переживании того, что должно волновать. В «Закате», как ни странно, этот прием помогает держать зрителя в атмосфере главной истории: часто, сопереживая героям, сбрасываешь это ощущение за время антракта. Здесь же привыкаешь выключаться и снова легко вовлекаться в основное действие.
И все-таки жанр у спектакля есть – трагикомедия. Как забавно причитает ночью Нехама в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Двинской, но какие страшные вещи в судьбе женщины она оплакивает! Буйное гулянье сменяется всеобщим замешательством и любопытствующей неловкостью. Желаемое детьми счастье почему-то неизменно ведет к несчастью родителей.
Отдельного внимания заслуживает музыкальное оформление спектакля, которое также необычно сочетает в себе разные стили и время, подчеркивая условность происходящего. «Живая» музыка театрального оркестра созвучна не действию, а душевному состоянию главного героя – Менделя: то тоскующая, мечтательная и невероятная, то чувственно-эротичная при появлении легкомысленной, притягательной Маруси (арт. Анастасия Пушилина), то местно-одесская. В финале она заодно с народом провозглашает благодарствие Богу и гимн всепобеждающей жизни, как былинку смахнувшей мощного Менделя Крика.
На наших глазах главный герой в исполнении заслуженного артиста России Николая Дубакова умирает духовно. Один его взгляд – и зритель чувствует напряжение разрывающейся на части человеческой души. Актер Дмитрий Акимов очень точно передает состояние страшного самосуда, происходящего в душе Бени, хваткого, пронырливого парня, решившегося на невиданный грех – поднять руку на родителя. Его тяготит извечная вина сына перед отцом за то, что он молод, свеж, дерзок. Но находится и оправдание: что поделаешь, если один вид его разжигает отцовскую досаду – заставляет Менделя чувствовать себя ближе к гробовой доске, думать о том, куда покатится его род под началом широко разгулявшегося Бени.
Спектакль наполнен колоритом еврейского народа, «цветастым» языком, трогательным одесским юмором. Режиссеру удалось взять «выше», показать не просто кризис возраста стареющего мужчины, не только сложные взаимоотношения отцов и детей, а увидеть саму жизнь во всех ее проявлениях, когда нет ни правых, ни виноватых: у каждого свой крест. Как говорит один из героев заслуженного артиста России Александра Ильина – мудрый раввин: «День есть день, ночь есть ночь. Всё в порядке, евреи. Жизнь – это жизнь». Надо понимать, что он говорит!
В спектакле также задействованы засл. арт. России Игорь Чирва, засл. арт. России Евгений Солонинкин, засл. арт. России Яков Воронов, засл. арт. России Елена Мазуренко, арт. Андрей Винокуров, арт. Марина Елина, арт. Александр Дулов и другие.
Детская опера в драмтеатре
Другой премьерой Иркутского академического театра стал уникальный в своем роде молодежно-музыкальный проект, реализованный под руководством главного режиссера Геннадия Шапошникова. Особенность этого спектакля в том, что тут задействованы только дети, учащиеся Иркутской областной детской школы искусств. Всем им от 6 до 16 лет, выступают они на Основной сцене, и постановка эта будет идти в репертуаре в течение сезона. Для драматического театра необычна и форма – это детская опера-сказка «Кошкин дом» Павела Вальдгардта по мотивам пьесы Самуила Маршака. История знакомая, и по сюжету в этом спектакле все достаточно ожидаемо. Но как поют юные солисты! Как исполняет свою партию главная героиня – Кошка! Такие чистые, словно серебром переливающиеся голоса редко услышишь даже по телевидению. Сценография спектакля призвана подчеркнуть тот факт, что на сцене играют дети. Они, и так невысокие, кажутся совсем маленькими на фоне огромного стола, массивных стульев, высоких подоконников и внушительных горшков с цветами. Это «взрослое», чуждое ребенку пространство им предстоит освоить по ходу действия, но новый Кошкин дом в конце сказки они построят для себя сами, под свои размеры, подчинив себе таким образом самую большую сцену Иркутского академического драматического театра.
Спектакль идет в «живом» музыкальном сопровождении оркестра театра, дирижером выступает заведующая хоровым отделением ИрДШИ Ольга Бондарева. Режиссер-постановщик Геннадий Шапошников отметил, что постановка приурочена к 90-летию Иркутской областной детской школы искусств. Это учреждение славится своими выпускниками, ее в свое время окончил народный артист России Денис Мацуев. «Детский театр для детей – это еще и новое направление, наша инновация, – говорит Геннадий Викторович. – Мы не ставим задачу вырастить 35 новых артистов. Для нас очень важно, какие люди в дальнейшем придут к нам в театр уже как зрители. Можно сказать, что «Кошкин дом» – проект эстетического воспитания зрителя с детства».
Конечно, волнение заметно – еще бы, детей выпустили на такое большое пространство, в забитый до отказа зал... Но ребята справляются, и зритель, забывая, что на сцене непрофессиональные артисты, начинает просто наслаждаться красивым исполнением хорошей музыки. Наверное, эксперимент Иркутского академического театра удался, особенно для этих талантливых детей, ведь это важный опыт на их дальнейшем жизненном пути.