Будь в курсе
событий театра

Для актерства необходимо созреть

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Актер - одна из древнейших профессий на планете. За всю историю человечества служители Мельпомены имели самый разный статус. Их возводили до уровня богов и низвергали. В наше время актеры -люди известные и уважаемые. Некоторые являются практически небожителями, любимчиками и кумирами. Возможно, поэтому молодые люди, не представляя, насколько тернистый путь им предстоит преодолеть, прежде чем их примет сцена, каждый год штурмуют театральные училища.

О том, всем ли стоит стремиться к сцене, сможет ли человек с улицы быть актером, дано ли студенческому театру быть профессиональным коллективом, мы беседуем с актером Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова.

- Александр Анатольевич, расскажите, как вы пришли в профессию?

- С детства я знал, что буду артистом. Но тогда в моем представлении артистом был человек, который поет. В общей сложности я два раз поступал в Иркутское театральное училище. С первого раза не получилось, и я поехал в Петербург учиться на плиточника-облицовщика. Проучился полтора месяца, но в силу определенных обстоятельств пришлось вернуться, и в северную уже не поехал. Не было денег. Поехал в Красноярский край - получать специальность крановщика. Проучившись полгода, понял, что это не мое, поэтому вернулся в школу.

После школы пошел на математический факультет госуниверситета, математика мне давалась легко. На втором курсе познакомился с ребятами из театрального училища, во мне снова все забурлило, и я пошел поступать во второй раз. И поступил. Причем к тому же педагогу, который не принял меня в первый раз. Видимо за четыре года я созрел для этой профессии.

- Не жалко ли было бросать образование на полдороге?

- Не жалко. Все вокруг было интересно, все хотелось попробовать. Я искал себя, пробовал различные профессии

- Не боялись, что и во второй раз поступить в театральное не получится?

- Страх, конечно же, был. Когда не поступал в первый раз, то казалось не справедливым, что не только я, но и знакомые, которые впоследствии стали моими друзьями, тоже не прошли отбор. Но во второй раз я решил, что хотят преподаватели или нет, им придется меня взять. Правда, когда меня уже зачислили, начался постстрессовый синдром.

— Вы уже несколько лет ведете театр «Цилиндр» в ИГУ. Как считаете, можно научиться быть актером?

- Если в человеке есть актерская природа, то ничего невозможного нет. Если чего-то не достает, это можно развить, т.к. все актерские тренинги направлены на развитие внимания, фантазии. Но главное в этом деле -наличие времени. Нельзя за 3-4 дня сделать из человека настоящего актера. Это искусство, которое развивается годами. Как раз на студентах это лучше всего видно. Одни раскрываются быстрее, другие медленнее. Но у меня нет своей труппы, куда я бы сам набирал актеров. Приходят все, кто хочет заниматься, и всем находится место.

— Можно ли с первого взгляда разглядеть в человеке актера?

- Актера, конечно, видно. Может быть, не сразу, но через какие-то тренинги и свои упражнения мастер видит: с кем будет легко работать, кто характерный артист. Остается все это только развить.

- Хотели бы вы продолжить образование? И хватит ли у вас на это времени?

- Я собираюсь пойти учиться на режиссерский факультет. Той базы, которая есть сейчас, недостаточно. Хотелось бы расширить и приумножить актерские знания.

Я думаю, что времени хватит. На книги можно выкроить время. Да и на сессию два раза театр может отпустить.

- Помогает ли вам в спектаклях опыт, полученный в процессе обучения в разных местах?

- Больше помогает опыт путешествий. Ощущения свободы выбора. Конечно же, ценны в этом плане многочисленные встречи, общение с людьми. Все это, так или иначе, отражается на творчестве. Например, когда я в первый раз поступал в театральное, то большой проблемой было показать, изобразить какие-то свои наблюдения. Но после того как я попутешествовал и поучился в разных местах, проблема отпала сама собой. Я уже смело разыгрывал сценки, показывал ситуации и даже пародировал преподавателей.

- Как вы считаете, студенческий театр может стать профессиональным или он существует больше как хобби?

- Я думаю, что это все-таки хобби. Студенческий театр может стать профессиональным, только если оттуда брать самых интересных талантливых людей. При условии, что они получат актерское образование. Сам студенческий театр вряд ли может перейти в профессиональный, но в любительский сможет.

- А человек без актерского образования сможет играть на большой сцене?

- Есть масса примеров, когда людей вытаскивали, чуть ли не из общественного транспорта на сцену. Поработав с хорошим режиссером, люди раскрывались. Но это далеко не каждому дано. Если человек от природы талантлив и он хочет много и тяжело работать; то нет ничего невозможного.

Автор: 
Анастасия Слепнева
07.12.2009