Будь в курсе
событий театра

#ДЕТАЛИ_ИСТОРИИ. Громкая премьера «Горя от ума» впервые состоялась в Иркутском театре 6 мая 1852 года

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Самой большой постановкой в самом начале жизни Иркутского драматического театра стал спектакль «Горе от ума», премьера которого состоялась 6 мая 1852 года. По свидетельствам санкт-петербургской газеты «Северная пчела», это была первая постановка комедии Александра Грибоедова в Сибири. В заметке о громкой премьере сказано: «Иркутский театр, младенец по времени, далеко оставил за собой многие провинциальные театры как составом своим, так и разнообразием репертуара».
 

Образы «Горя от ума» были для иркутян не просто книжными портретами. Иркутская бюрократия того времени, по словам современников, была «обычная губернская бюрократия николаевского заготовления». Например, в театральных креслах можно было увидеть иркутского Скалозуба. Этого персонажа легко узнавали в жандармском офицере по фамилии Фохт, «дубину вершков десяти роста с широкой пастью и дланью».
 

Поставить такой материал в то время было очень смелой идеей, вокруг спектакля разгорались нешуточные споры. Комедия порождала горячие рассуждения в домах декабристов. В разговор о спектакле неизбежно вплетались воспоминания о комедиографе, чьё творчество оказало могучее влияние на формирование взглядов участников декабристского восстания. Как свидетельствуют исторические факты, в библиотеках посетители с азартом отыскивали высказывания известнейшего литературного критика Белинского о Грибоедове. Постановка комедии «Горе от ума» в иркутском театре оживила в обществе небывалый интерес к драматургу.
 

Как упоминается в книге Павла Маляревского «Очерк из истории театральной культуры Сибири», позже спектакль «Горе от ума» шёл в репертуаре 1876 года. А в последующие годы Грибоедова, впрочем, как и многих классиков, в иркутском театре вспоминали редко. На это сетовали и местные газеты. Так, накануне 1920 года «Новая жизнь» в статье об иркутском театре перефразировала известные слова Белинского: «Идите в театр и умрите от скуки. Классика в пренебрежении. Не было Шекспира, Шиллера, Грибоедова».
 

Новой жизнью зажил Иркутский драматический театр в 20-е годы XX столетия. С установлением в городе советской власти в корне изменился репертуар. Сезон 1923, а потом и 1924 года закрывался «Горем от ума». Именно этой прощальной постановкой закончилась антрепренёрская деятельность известного сибирского актёра и режиссёра Николая Дубова.
 

Спустя два года комедия Грибоедова получила новое звучание. Она стала первым спектаклем «сибкоршевцев» – новой сформированной труппы, основу которых составляли актёры московского театра Корша, возглавлял её Мориц Шлуглейт. Роль Чацкого играл молодой артист Игорь Орлов. Рецензент о его работе в местной прессе публиковал: «Когда он, стройный, в плотно прилегающих рейтузах, появился первый раз на сцене, кто-то из ложи, заполненной женщинами, не выдержал. Раздался истерический крик: «Ой!» Эта нервная особа была, очевидно, поражена импозантной фигурой актёра. В актёрском деле выигрышная внешность — отнюдь не последнее качество. Но, разумеется, чтобы быть хорошим актёром, ещё недостаточно иметь только импозантную внешность и звонкий голос (которым Орлов тоже обладает). Нужны ещё кой-какие способности и умение, которое достигается огромной работой. Есть все основания полагать, что всем этим Орлов располагает. Роль свою он провёл хорошо...»
 

Значение для труппы имела оценка известного сибирского писателя и литературного критика профессора Марка Азадовского. Он выразил благодарность художественному руководству труппы и артистам за стремление режиссуры обновить традиционное истолкование этой пьесы и показать её в новых тонах и формах, в углублённом понимании современности. Отмечая достоинства и недостатки в игре исполнителей этого знакового во всех отношениях спектакля, профессор Азадовский оценил его как значительное произведение театра, и эту значительность и обаяние спектакля, по мнению критика, создала артистка А.Н. Парамонова, исполнявшая роль Софьи: «И не черты будущей жены Скалозуба уносил я из театра, но в строгих очертаниях, созданного артисткой образа передо мной невольно вставало видение будущей жены декабриста. Оттого-то столь значительным показался мне и весь спектакль».
 

Новый интерес к русской классике всколыхнула Великая Отечественная война. Послевоенный период обозначил перед Иркутским драматическим театром новые задачи. Было принято восстановить спектакли, которые получали ранее не только положительные отзывы критики, но и были хорошо приняты зрителями. В конце войны «Горе от ума» поставили к 150-летию со дня рождения Грибоедова.
 

Пожалуй, до сегодняшнего дня больше значительных постановок бессмертной комедии на сцене Иркутского драматического театра не было. Возродил это произведение на охлопковской сцене главный режиссёр Станислав Мальцев. Спектаклем театр открыл 170 юбилейный сезон, он вышел в сентябре 2019 года. Кстати, главную роль на этот раз снова исполняет Орлов – Алексей Орлов (I).

Автор: 
Елена Доронова
06.05.2020