Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

День памяти великого драматурга

Версия для печатиВерсия для печати

Александр Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве. Детство и юность Александра Николаевича прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой отцовской библиотеке Островский довольно рано познакомился с русской литературой, и в душе будущего литератора проснулась писательская жилка.

В 1835 году Александр Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, а после ее окончания стал студентом юридического факультета Московского университета. Но окончить его Александру Николаевичу не удалось — он не сдал экзамен по римскому праву и ушел из учебного заведения. По наставлению отца Островский поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и вплоть до 1850 года служил в московских судах. А после ушел со службы и полностью погрузился в творчество.

На протяжении нескольких лет Александр Николаевич наблюдал за жителями Замоскворечья и их нравами, делал заметки, создавал и прорисовывал типичные образы людей, многие из которых впоследствии легли в основу героев его произведений. В 1846 году Островский начинает комедию «Несостоятельный должник», которой потом дает название «Свои люди — сочтемся!». Именно она принесла Александру Николаевичу известность как писателю и драматургу. Несмотря на то, что пьеса получила положительные отзывы от Гоголя, Гончарова и других литераторов того времени, московское купечество было в некой степени обижено за свое сословие и пожаловалось вышестоящим органам. В итоге Островский был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I, а пьеса запрещена к постановке. Запрет на произведение и надзор были сняты лишь после того, как на трон взошёл Александр II.

Первой опубликованной пьесой Александра Николаевича стала «Картина семейной жизни», которая вышла в 1847 году в одном из номеров «Московского Городского Листка». Первым произведением Островского, с которым зрители познакомились уже на театральных подмостках, стала пьеса «Не в свои сани не садись». Впервые она была поставлена на сцене Малого театра 14 января 1853 года. С этого времени новые пьесы Островского стали появляться в Малом и Александринском театрах практически каждый сезон. Таким образом зародился целый «театр Островского», который включал около полуста пьес различных жанров.

С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В 1859 году вышло первое собрание сочинений Александра Николаевича. В 1860 году была опубликована пьеса «Гроза», за которую Островский в 1863 году был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской академии наук.

В 1866 году Александр Николаевич стал основателем Артистического кружка. В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до последнего дня своей жизни. В 1885 году Александр Николаевич был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Александром Островским было создано множество произведений, которые стали классикой драматургии и не сходят со сцен театров по сей день. Это и «Доходное место», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и многие другие. В последний период творчества Александром Николаевичем была написана серия пьес, которые он посвятил судьбе женщины в условиях предпринимательской России второй половины ХIХ века: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и другие. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира — любимого драматурга Александра Николаевича.

Александр Островский создал особую театральную школу и продумал целостную концепцию театральной постановки. Сущность «островского» театра заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому внутреннему состоянию. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. По мнению Островского, театр должен быть построен на условностях, где есть четвёртая стена — барьер, отделяющий зрителей от актеров. Александр Николаевич требовал особого отношения к языку, к сценической эстетике, к игре актеров. Он говорил: «Люди ходят смотреть игру, а не саму пьесу — её можно и прочитать».

В Иркутском академическом театре им. Охлопкова спектакли по пьесам Островского идут еще с 1857 года. Иркутской публике тех времен повезло — зрители увидели запрещённое в Москве и Петербурге произведение «Свои люди — сочтемся!». Цензура запрещала говорить об этой пьесе, поэтому сразу же после премьеры иркутский генерал-губернатор послал запрос в Министерство внутренних дел, в ответ на который последовало немедленное запрещение.

С 1864 года на иркутской сцене в разные годы шли спектакли «Доходное место», «Гроза», «Бедность не порок». Иркутскому театру принадлежит честь впервые в стране сыграть пьесу «Красавец-мужчина», написанную Островским в 1883 году.

Иркутяне помнят такие спектакли по произведениям Александра Островского, как «Шутники», «Правда – хорошо, а счастье лучше!», «Не так? Живем, как хочется!» по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Горячее сердце», которые с успехом шли на иркутских подмостках. Сегодня на сцене Иркутского драмтеатра идут постановки «Гроза» и «Волки и овцы» по бессмертным произведениям Островского.

В "Волках и овцах" зрительское внимание притягивает буквально все: и актерская игра, и декорации, которые создают атмосферу загородной усадьбы, и сам жанр (криминальная комедия), порождающий особой понимание и настроение у публики. Динамичность действия сочетается с чаепитиями, а интриги, кажется, мирового масштаба вполне естественно сосуществуют с пейзажами лесной глуши. Зрительский зал погружен в интриги, сплетни, махинации с подложными векселями, с удивительным мастерством сочетающиеся с остроумными репликами, комичными положениями, в которых то и дело оказываются герои постановки.

«Гроза» в исполнении охлопковцев — особая, полная трагизма и настоящей искренней любви история Катерины Кабановой. Кто-то называет эту островскую героиню «лучом света в темном царстве», кто-то — «полоумной мечтательницей». Зрители же видят ее обычной женщиной, которая хочет любить и быть любимой, которая хочет своими сердечными чувствами, кажется, объять вселенную, но понимает, что ее желания греховны, и не решает оставаться в этом мире.

В ближайших планах Иркутского академического театра им. Н.П. Охлопкова поставить спектакль «Доходное место» по одноименной пьесе Александра Островского.

— Пьеса «Доходное место» очень актуальна в наши дни, — рассказывает директор Иркутского академического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов. — Не так давно среди школьников провели опрос на тему, кем бы они хотели стать в будущем. Мало кто ответил, что хочет стать инженером, врачом или лётчиком. Практически все хотят стать депутатами и работниками правительства. Поэтому тема доходного места, на мой взгляд, сегодня как никогда имеет место быть. Мы видим большое количество привлечённых к ответственности чиновников, высокопоставленных лиц только лишь потому, что все они изначально настроены работать не на благо общества, а на поиск доходного места для себя. Режиссером спектакля будет Алексей Песегов, который сделал хороший спектакль «Наваждение Катерины» по произведению Лескова. Он человек умный, нравственный, поэтому театру и актерам будет приятно вновь поработать с ним.

Фото: 
Анатолий Бызов
12.04.2017