Будь в курсе
событий театра

День памяти Народной артистки России Наталии Васильевны Королёвой

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

3 октября, Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова отмечает День памяти Народной артистки России Наталии Васильевны Королёвой.

Я тоже в память о ней написала статью «Сияй, сияй, прощальный свет».

Ход её театральной жизни был удивительно правильным. От юной легкости тюзовских ролей двигалась она к той потрясающей старости распутинских Анны и Дарьи, которые тащили на своих плечах крест русской жизни. Как много актёрски честного и прозрачного было в её зрелых поздних работах, которые только в её исполнении и раскрывались нам неожиданным театральным подарком! Я тогда писала об Анне Наталии Королёвой в «Последнем сроке»: «Правда её сценического существования так убедительна, что легко, без тени недоверия, входит в наш живой человеческий состав, заставляя вспоминать собственных матерей и себя, всегда не успевающих дать им чуть больше тепла, чуть больше внимания. А им и надо-то всегда вот это – чуть-чуть...».

Она ткала свои роли очень радостно и ответственно, вытаскивая из своей собственной души нужные по крепости нити, совершенно не заботясь о том, что волнует многих театральных примадонн, рассчитывающих роль так, чтобы она сопровождалась программой оваций (в том, и в этом, и еще в одном месте). Сложная простота её сценических образов обладала проясняющей силой – и ведь удивительно, что не на сцене, а в пространстве жизни, где впервые, до сцены, мы познакомились с Натальей Васильевной, я не обнаружила в ней «портретности» ни Дарьи, ни Анны. А потому просто не узнала актрисы в её Анне в первые минуты сценической жизни! Как? Как могла эта изящная интеллигентная женщина так подчинить себе весь деревенский атмосферный объем роли?! Откуда в ней столько «памяти сердца», и где, в каких актерских тайниках она копилась?!

Теперь становится очевидно – прощальный венец её ролей был поистине царственным: старуха Анна («Последний срок» В. Распутина); Дарья («Прощание с Матерой» В. Распутина); Антонина Васильевна («Игрок» Ф.Достоевского); Меропия Давыдовна Мурзавецкая («Волки и овцы» А. Островского); Арина Власьевна Базарова («Дети» И.С. Тургенева); Эльза Александровна («Земля Эльзы» Я. Пулинович). Каждая из этих ролей имеет очень большую театральную историю. И все они, как оказалось, были в пору, как влитые входили в актерский состав Наталии Королёвой. Ну почему, думаю я, смотришь иных актрис в этих ролях и быстро как зритель исчерпываешь их героинь? А с Королевой всё иначе – её актерской индивидуальности было мало донести эмоции. Она была пытлива умом. Но при этом всегда сохраняла прямую доверительность автору и режиссеру. Её отношение к Валентину Распутину я и вообще назвала бы благодарным и очень благородным. (И даже я, критик, всегда опиралась на неё во время своих лекцией, когда она была в зале – честное слово, она и лекции вдумчиво переживала). Она умела не просто выстраивать роль, а познавать её. Она знала, что такое власть слова. Так медленно шла она по спектаклю (в роли Анны или Арины Власьевны) к истинному центру в своей героине – горькому и неосуждающему пониманию близких. Вот высветляет её (зерно-истину), принимает во внутрь себя, мастерски показывает всем нам, и будто говорит: «Я вам всё сказала и всё сыграла. А дальше уже – ваше дело». Да, так – она работала без нажима, без пафоса и агрессивности, без премьерства (что, конечно, не исключало желания зрителей пойти в Иркутскую драму «на Королёву»).

Но ведь будет неправильным не видеть в творчестве Натальи Васильевны и перспективы большой традиции – русской актерской школы, в которой так ценится не актерские «надрывы» и «бездны», а ясность мотиваций и веселое, легкое дыхание, как и запасы вкуса к живому. Сейчас, когда нещадно упрощается искусство актера, когда понимание реальности всё отчаяннее опускается к «мусору под ногами» (и это называется «жизнью»), Наталия Королёва не была вовлечена, к счастью, в эту модную игру. Она работала словом, – работала, не подавляя его психическими нагрузками и аномальными актерскими эксцессами (беспощадного к уху зрителя, наглого крика, например). Она говорила со сцены так, что имела в каждый момент сценического времени здравую и честную власть – над текстом, над физикой роли, над самодвижением образа изнутри. «Хватит, нажилась, насмотрелась. Изжилась до самого донышка…. А жизнь... как прошла, так прошла, заново не зачнется» – так и слышу в этом переживании смерти сценической её голос с углубленно-сосредоточенной и примиряющей интонацией. Но слышу и то большое отягощение судьбой, которое заключалось в этих словах и лично для неё. Она должна была их сказать, как раз на следующей день, в канун которого остановилось её сердце. А ведь точь в точь та же история была с самим Валентином Григорьевичем Распутиным – Наталья Васильевна вспоминала, что 15 марта 2015 года, готовясь сыграть всё тот же «Последний срок» в день его рождения, накануне (14 марта) узнали, что смерть похитила его.

Ток жизни и «бег времени» в сценических работах Натальи Васильевны Королёвой как-то естественно соединялись: так весна переходит в лето, а лето – в осень. Не драматично, не конфликтно вступила она в пору «творческой осени», и по-новому осветилось прежде наработанное актрисой. Прожив десятки жизней в трагедиях Софокла и Шекспире, в комедиях Чехова и Гоголя; отточив навыки актерского веселья в «Золотой карете» Леонова, и став иным человеком – светской дамой эпохи модерн – в пьесе Сумбатова («Цепи»); сыграв трудную вечную женскую верность в Анне Тимирёвой (в «Звезде адмирала» иркутянина Сергея Остроумова) или раздраженную сердцем от нелюбви деревенскую Елизавету (в пьесе Степана Лобозёрова «По соседству мы живём») – прожив десятки жизней, Наталья Васильевна создала, смею утверждать, и своего зрителя в Иркутске. Того, кто готов к лечащему, а не калечащему театральному разговору; кто хотел бы вновь и вновь получить ответ на вопрос – как человеку остаться человеком в любые «последние сроки».

Театральное качество её ролей было таково, что совершенно не требовало никаких дополнительных обоснований, чтобы творчески доминировать (мол за её спиной стоял муж, глыба, директор театра Анатолий Стрельцов). Театр для неё был большим человеческим делом. Актриса и человек Наталия Королёва старела, но ничуть не старела её радость – играть на сцене, растить зимний сад, быть женой, матерью, бабушкой…

А теперь я просто вспоминаю её и её дары нам, людям театра. И почтительно, склоняя голову, подношу ей венок моих искренних слов. Сияй, сияй, прощальный свет…

Автор: 
Капитолина Кокшенева
22.11.2024