Будь в курсе
событий театра

Дело было в Чулимске (о предстоящих гастролях театра в Израиле)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Итак, в середине ноября театралам Израиля предстоит знакомство с одной из лучших пьес Александра Вампилова в исполнении его земляков – артистов Иркутского государственного академического драматического театра имени Николая Охлопкова. Пьеса называется «Прошлым летом в Чулимске».

Что такое Чулимск? Если вы будете искать его на карте Иркутской области или на любой другой – зря потратите время. Нет его на карте. Нет посёлка с таким названием. Но… он не только есть, таких посёлков много. Почти каждый районный центр в Сибири в чём-то похож на Чулимск.

Но не в этом, в конце концов, дело – не в домах, не в стенах, даже не в тайге за околицей. Хотя и это у Вампилова – не пустой звук. Конечно, сейчас вряд ли найдёшь чайную, похожую на ту, что вы увидите в спектакле – наш быт разительно изменился. Но дело совсем не в этом. Главное – люди. Разве сейчас не может быть человека, который подобно Шаманову только раз пошёл на сделку с совестью – и оказался на обочине жизни? Разве мало сейчас переломанных с юности парней, которые, подобно Пашке, готовы идти напролом для достижения своей цели? И несчастливые Кашкины всегда будут мыкать своё одиночество в ожидании не принца уже, а хоть какого-то мужика.

Супружеские пары, такие, как Хороших и Дергачёв, из века в век будут искупать ошибки молодости. И даже махровый бюрократ, подобный Мечёткину, всегда будет стремиться найти своё маленькое счастье, пусть делая это смешно и нелепо. Не один старый эвенк выйдет из тайги, чтобы обеспечить свою старость – тщетно, государство о нём забыло…

Вот такие разные – и чём-то похожие – люди собрались в затерявшемся в тайге районном центре. Чем же они похожи? Да прежде всего одиночеством… И неизбывным стремлением к счастью, хотя понимают его они каждый по-своему.

Но неужели Вампилов не оставил нам, зрителям, и своим героям никакой надежды? Нет, надежда жива, и зовут её Валентиной (первый вариант пьесы так и назывался – «Валентина»). Её бесконечная работа – ладить и ладить калитку в палисаднике – может показаться бессмысленной, всё равно ведь сломают, но автор и театр утверждают – в этом есть высокий смысл, оставляют нам возможность думать, что рано или поздно порыв Валентины поймут и поддержат другие…

Ей, чистой душой, нелегко существовать в стоячей, как болото, атмосфере Чулимска… Да и с отцом, крепким мужиком, который превыше всего ценит материальное благополучие и готов ради него поступиться многим, вряд ли они понимают друг друга. Однако ясно – люди рядом с Валентиной становятся хоть чуточку лучше. Вот и следователь Шаманов очнулся от долгого сна и готов ехать в город и дать на суде показания, которые не понравятся сильным людям. Да и другие герои как-то успокоились, и, кажется, о чём-то задумались…

В одном из вариантов пьесы автор заставлял свою любимую героиню покончить жизнь самоубийством. Позже Вампилов отказался от такого финала.  Думается, правильно сделал. Такие люди, как Валентина, должны жить долго и по возможности счастливо. Рядом с ними человеческие души светлеют. Если они на это ещё способны…

Что же касается судьбы самой пьесы… Она была нелёгкой, как, впрочем, и всех произведений Александра Вампилова. «Чулимск» – последняя пьеса драматурга. Уже были написаны «Прощание в июне» и «Провинциальные анекдоты», «Старший сын» и «Утиная охота»… Некоторые пьесы ставились, но до повсеместного признания было ещё далеко… «Прошлым летом в Чулимске» писалась вроде бы для Московского театра имени Маяковского, но на сцене этого театра так и не была поставлена.

Пьеса эта была написана в 1971 году, за год до трагической гибели драматурга – 17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов утонул в Байкале. Но и после гибели партийные цензоры продолжали подозрительно относиться к его творчеству. Когда редакция литературного альманаха «Ангара» вознамерилась поставить «Чулимск» в последнюю книжку 1972 года, цензура сделала попытку его изъять из номера. Это было настолько кощунственно, что иркутские литераторы во главе с Марком Сергеевым не могли не возмутиться. Это была редкая по тем временам акция, которая закончилась победой настоящей драматургии и здравого смысла – пьеса была опубликована.

Александр Вампилов не дожил даже до малой толики того признания, которое его творчество получило после гибели драматурга. Нынче на мировом театральном глобусе нет ни одной страны, где бы зритель не аплодировал спектаклям по его пьесам.

Вот что сказал об этом патриарх жанра драматургии Виктор Розов: «Чтобы добиться признания, надо или уехать, или умереть», — говорит персонаж ранней пьесы Вампилова «Дом окнами в поле». Пророческая фраза. <…> Едва Вампилов ушел из жизни, как пьесы его буквально ринулись на сцену». Он же назвал Вампилова лучшим российским драматургом ушедшего столетия.

Естественно, что в Иркутске поставлены все пьесы Вампилова, и не раз. Понятно, что театры России не обошли своим вниманием этого драматурга… Самая «вампиловская» сцена Москвы – театр имени Ермоловой – влюблённый в творчество сибирского драматурга режиссёр Владимир Андреев не только поставил все пьесы Вампилова, но и вывел на подмостки пеструю череду героев его ранних юмористических рассказов.

Сегодня в России стоят четыре памятника нашему земляку – в Иркутске, на родине драматурга в посёлке Кутулик, в шахтёрском городке Черемхово (в местном роддоме он появился на свет, в Кутулике роддома не было). Ещё один в компании с Володиным и Розовым – в Москве, возле знаменитой «Табакерки».
В 2012 году театралы отметили 75-летие Александра Вампилова. Рядом скорбная дата – 40-летие со дня гибели.

Драматургия Вампилова триумфально шагает по театрам мира.

А нынче – Израиль, «Прошлым летом в Чулимске», Иркутский академический театр драмы имени Охлопкова. Смотрите!

Спектакли «Прошлым летом в Чулимске» состоятся:
19 ноября, в Ашдоде, в зале матнаса «Дюна».
20 ноября, в Мигдаль а-Эмек, в зале матнаса.
21 ноября, в Тель-Авиве, в зале «Яд ле-Баним».
22 ноября, в Нагарии, в зале «Гейхаль а-Тарбут».

Фото Анатолия Бызова

06.11.2012