Будь в курсе
событий театра

Делайте ваши ставки, дамы и господа!

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Красное, чёрное, чёт, нечёт… И мы оказываемся в загадочном Рулетенбурге Достоевского – месте, где человеческие жизни являются лишь ставкой в бесконечной игре. Таков спектакль «Игрок» по произведению Фёдора Достоевского, поставленный Геннадием Шапошниковым на сцене Иркутского академического театра имени Охлопкова.

Действие спектакля начинается с выхода актрисы Виктории Инадворской в роли стенографистки, а впоследствии и жены Достоевского, Анны Григорьевны Сниткиной (нельзя забывать, что роман автобиографичен). Отличная задумка – добавить в произведение ещё одного героя, который будет кое-что комментировать, а кое-что переводить с французского и английского. Сразу же мы видим главную любовную линию между Алексеем Ивановичем (артист Василий Конев) и Полиной (артистка Анастасия Пушилина). Их любовь особенна. Она местами надрывна, местами необыкновенно романтична, а иногда напоминает фарс. Полина играет и управляет молодым учителем, и невозможно разгадать, любит она его или только заставляет выполнять свои глупые капризы. Алексей в исполнении Василия Конева выглядит по-настоящему влюблённым и полным решимости весь мир положить пред ногами любимой. Ради Полины он готов жертвовать своей жизнью, пускаться в авантюры и выигрывать во что бы то ни стало.
 

«Игрок» поистине специфичен: зрительские места расположены прямо на сцене, которая переоборудована в своеобразную рулетку. Актеры двигаются по кругу, они подобны тому же игральному шарику, который на наших глазах катится по спиралевидному металлическому жёлобу. Кто к чему придет, выиграет ставка или нет – всё решает его величество Случай. Одежда актеров и вся обстановка исключительно в чёрном, красном и белом цветах, цветах рулетки. В общем-то, она со всех сторон затягивает героев и зрителя в свой водоворот. А вот и зеленоватый сюртук англичанина мистера Астлея, так сильно напоминающий сукно игрального стола. Крупье – он и клоун, временами насмехающийся, временами льющий фальшивые слезы, он же по совместительству и дьявол: хитрый, всесильный, искушающий. Ощущение ирреальности, как и мотив игры, не отпускает до самой финальной сцены.

Нельзя не отметить актерский талант la baboulinka, народной артистки России Наталии Королёвой. В своих едких замечаниях она раскрывает намерения генерала и его свиты. Задорная, живая, она, тем не менее, как и все, становится жертвой рулетки. И, если в первой части спектакля многое остается не ясным, то после отъезда бабушки мы можем увидеть истинное положение вещей. Полина не может быть с Алексеем из-за порочной связи с Де-Грие. На первый план теперь выходят деньги. Они же заслоняют и любовь Алексея. С неожиданного выигрыша начинается нравственное падение главного героя – он попросту «одеревеневает».

К чему может привести легкое обращение не только с деньгами, но и со своей судьбой? Не мы ли те же азартные игроки, готовые поставить на кон всё, чтобы испытать это пьянящее чувство выигрыша, власти, могущества? Желание наживы, немедленного обогащения за счёт рулетки оказывается пагубно для всех героев. Рулетка заслоняет собой всё: человеческие чувства, мысли, реальную жизнь. «Ради бога уходите», – дают советы игрокам, но они не уходят, так как остановиться и уйти невозможно.


Материал от 25.10.2016.

Фото: 
Роман Кириченко
Автор: 
Алена Шевлякова
01.11.2016