Будь в курсе
событий театра

Дай бог, чтобы не в последний!

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Давно не припомню такого удовольствия; какое доставил мне спектакль Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова «Последний срок», поставленный по одноименной повести Валентина Распутина. Он был показан в Москве в рамках VII Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь».
 
Казалось бы, и произведение хорошо знакомое, при жизни автора став-шее классическим. И труппа Иркутского театра славится не первый год. Правда, никакой рекламы у здания Театра на Таганке, где давалось представление, при всем желании мне обнаружить не удалось. Загнали гостей из Сибири на 5-й этаж, без лифта, в крошечный зал, где им пришлось играть в буквальном смысле слова, под носом у зрителей, что набились как сельди в бочке. Но никто не роптал: то ли во всем «виноват» оказался присутствующий на спектакле автор, совесть нации, толи само произведение обязывало к сдержанности и смирению. А ведь в зале собралось множество известных актеров, театральных критиков, которых на мякине не проведешь.
 
Мы часто жалуемся на нехватку режиссеров. Но вот, знакомьтесь, Геннадий Шапошников, молодой человек средних лет приятной наружности, явно отмеченный даром Божьим, сочинил спектакль, после которого хочется жить и работать. И, бережно следуя за автором, за духом и буквой его, вывел на сцену актеров точь-в-точь таких, каких всего лет 40 - 50 тому назад можно было запросто увидеть в Художественном или Малом театрах, где исполнители не играли, но жили в образах. А мы-то, за последние годы вдоволь насмотревшись всякой дряни на разных сценах, оказывается, напрасно утратили веру в возможности русского психологического театра: жив, курилка!
 
Какие кружева плетут Наталия Королева - Анна и Людмила Слабунова-Мирониха! В Малом театре у знаменитых старух бытовало выражение: я ему (ей) крючочек, а он (она) мне петельку. Вот такое ювелирное плетение предложили нашему вниманию две актрисы, которые могли бы составить честь любой труппе. Характеры у закадычных подруг абсолютно разные, хотя они прожили рядом долгие годы и судьбы у них схожие. Честно завершая большую, трудовую жизнь, вырастив детей, они на старости лет оказались никому не нужны, всем в тягость, что угнетает их больше всяких недугов. Свои неторопливые диалоги соседки ведут с особым удовольствием, стараясь чуть-чуть подколоть друг друга, но всегда с любовью, без желания причинить боль или нанести обиду. Сила этих замечательных старух в их слабости, в готовности понять и простить нерадивых детей, позабывших о своём долге.. Да что говорить о родителях и детях?! И Мирониха, и Анна до сих пор пекутся не только о них, но и о скотине, которая всегда была для них вполне одушевленным предметом.
 
Допустим, Наталия Королева и Людмила Слабунова представляют старшее поколение труппы, воспитанное в прежние времена. Но ведь и все остальные вместе с ними образуют единое целое. Анну и ее детей связывают не только кровные отношения, хотя она дала им жизнь. Они образуют семью, пусть и не слишком дружную, но произошедшую от одного корня. Да, сегодня в них больше отличий, чем общего: так рас-порядилась судьба. Но у постели умирающей матери они снова как бы уравнялись в своих правах и обязанностях.
 
Правда, случилось это не в один миг, как только они слетелись в родное гнездо по вызову Михаила, а чуть позднее, когда выяснилось, что Анна пока не спешит умирать, хотя в том нет ее вины: просто еще срок не вышел. И вот тут-то и становится ясно, кто чего стоит. Одно дело голосить на всю деревню у кровати матери, оплакивая ее, словно умершую, как за то несколько раз принимается Варвара - Татьяна Двинская. Или отчитывать Михаила - Степана Догадина за несвежие простыни, на которых спит Анна, как это делает Люся - Ольга Шмидгаль. Или в складчину запасаться водкой, "для предстоящих поминок", что быстро "сообразили" Илья - Владимир Орехов вместе с Михаилом. И совсем другое каждый день заботиться о старом больном человеке как заботится об Анне невестка Надежда - Анастасия Пушилина, что и голоса-то почти не подаёт.
 
Вместе с Миронихой и соседом Степаном - Игорем Чирвой, все артисты, занятые в спектакле, говорят на одном языке - на языке русского психологического реалистического театра, завещанного нам Михаилом Щепкиным и Константином Станиславским.
 
Когда-то Михайло Ломоносов заметил: «Богатство России будет прирастать Сибирью», имея в виду, очевидно, несметные богатства сибирских недр. Но оказалось, что предвидение Михайло Васильевича сегодня можно распространить и на Иркутский театр, сохранивший и приумноживший славные традиции отечественной сцены.
 
Очень бы хотелось, чтобы это было не в последний раз!
Автор: 
Борис Поюровский
09.02.2010