Будь в курсе
событий театра

Чудо преображения (ВСП)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Заслуженный артист России Владимир Орехов отмечает юбилей.
 

13 ноября в Иркутском академическом драматическом театре чествовали юбиляра – заслуженного артиста Российской Федерации, председателя Иркутского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, одного из трёх неизменных ведущих Чайных Актёрского клуба Вампиловского фестиваля, остроумного шутника, заядлого рыболова и нашего доброго друга Владимира Орехова.
 

За время служения охлопковской сцене, а это более 30 лет, артист снискал любовь зрителей и признание коллег. Каждый из театральных сезонов приносил и приносит новую, интересную работу, а это значит, что актёр неизменно востребован у режиссёров.
 

На актёрском счету Владимира Сергеевича более 60 ролей в спектаклях по отечественной и зарубежной драматургии, по классическому и современному материалу. Артисту подвластны воплощение ролей в разных жанрах, различные способы сценического существования, реализация самых невероятных режиссёрских задач и замыслов.
 

С самых первых шагов на сцене артист заявил о себе как о трудоспособном, ярком исполнителе, работающем над ролью основательно и скрупулёзно. Одна из ранних ролей – Дядя Лев в «Лесной песне», которую поставил режиссёр Вячеслав Кокорин, – принесла Орехову первую награду на областном конкурсе «Молодость. Творчество. Современность» – творческую командировку в Москву.
 

Неповторимая индивидуальность Владимира Орехова, сочетающая в сложной пропорции краски комедийные, лирические и драматические, проявляется в чрезвычайно разнообразном репертуаре – ему подвластны и романтические герои, и социальные типажи, и острохарактерные образы, и роли фарсовые, гротесковые.
 

Ярким примером глубоко психологического характера является созданный артистом трогательный в своей неустроенности моряк Жевакин в гоголевской «Женитьбе». За бравадой, ироничными шутками персонажа, его познавательно-смешными рассказами о морских походах кроется большая боль маленького человека, мечтающего получить в этой жизни свою, хоть и небольшую, капельку счастья. Когда он понимает, что и на этот раз женитьба не случится, когда он получает от ворот поворот, мы видим в его глазах слёзы. Актёр играет своего Жевакина с такими теплотой, грустью и любовью, что и зрители не могут не любить его и не посочувствовать всей душой.
 

«Смешной и драматичный образ моряка Жевакина создаёт в спектакле Владимир Орехов. Когда его герой «молотит» слова с описаниями Сицилии, кажется пустобрехом, никчёмным и сильно пьющим человеком; получив отказ, сдаваться не собирается. Жевакин Орехова собирает стоящие на сцене стулья, «вьёт» из них семейное гнёздышко, усаживается внутри. Его гонят взашей, он упирается. Это даже не драма – трагедия человека, которому семнадцатая невеста отказала! Эти женихи – антураж, осколок человеческих судеб большого города» («Тает всё, как сигаретный дым», «Восточно-Сибирская правда», автор Светлана Жартун, 29.11.2011).
 

В любой роли, выстраивая биографию, Владимир Орехов наделяет персонажа судьбой, прорабатывая этот характер детально, глубинно проживания даже не самые заметные состояния героя. Так артист работал и над своим Плюшкиным в спектакле «Наш господин Чичиков» по поэме Николая Гоголя «Мёртвые души».
 

«Его Плюшкин – суетливый, расчётливый, смешной и лукавый, а в целом – фигура достаточно трагичная. За отталкивающей внешностью он видит боль человека, превратившего себя в изношенную тряпку. Его глаза слезятся, но это не от старческой немощи, а от тоски, которая живёт в нём» («Судьба на двоих», «Иркутянка», автор Лора Тирон, 2007 г.)
 

С произведениями Гоголя у Владимира Орехова сложились особые отношения. Кроме Жевакина и Плюшкина артист мастерски воплотил на сцене образы Утешительного в постановке «Гоголь-кафе» по произведению «Игроки», Петра Ивановича Бобчинского в «Ревизоре» и Артемия Филипповича Земляники в постановке «Необыкновенные крысы неестественной величины».
 

Не одну роль исполнил Владимир Орехов и в спектаклях по рассказам Чехова: Ломов в постановке «Хорошие люди» по произведениям автора, Вершинин в «Трёх сестрах», Серебряков в «Дяде Ване». Был в биографии Владимира Орехова бенефисный спектакль по рассказу Чехова «О вреде табака». Интересен и тот факт, что в спектакле «Братья Ч.» по пьесе современного драматурга Елены Греминой о жизни знаменитого классика артист блестяще сыграл роль отца Антона Павловича Чехова.
 

«Первую скрипку играет в этом виртуозном ансамбле заслуженный артист России Владимир Орехов. Образ Павла Егоровича Чехова, бесспорно, стал одним из лучших в его богатой творческой биографии. Именно он, благочинный, насквозь меркантильный и фальшивый отец семейства, является квинтэссенцией фарисейской закваски, на которой замешана вся домашняя атмосфера, так ненавистная главному герою. Артист так органичен и точен, так естественен и красноречив в фанатическом лицемерии своего персонажа, что местами вспоминается «молитвенное стояние Иудушки Головлёва», – так ярко и образно описывает роль Владимира Орехова в спектакле «Братья Ч.» театральный критик Марина Рыбак («Сыновья человеческие. И ныне, и присно…», газета «Суфлёр», 15.03.2020).
 

В актёрском арсенале Владимира Сергеевича целая палитра образов по произведениям русской классики. Среди них – Егор Ростанев в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» (Достоевский), Бельский в драме «Смерть Иоанна Грозного» (Алексей Толстой), Пётр Гринёв в «Капитанской дочке» (Пушкин), Павлин Павлиныч Курослепов и Аким Акимыч Юсов в «Горячем сердце» и «Доходном месте» (Островский), Игнатий Шпигельский в «Прекрасных людях» (Тургенев) и другие.
 

Кажется, что миссией артиста была и остаётся популяризация образов отечественной литературы. Однако среди многочисленных актёрских работ Орехова есть и роли из произведений зарубежных авторов, а также современных драматургов. Артист прекрасно справляется с любым драматургическим материалом и режиссёрскими задачами.
 

Так о роли маркиза Форлипополи в спектакле «Хозяйка гостиницы» по пьесе Карло Гольдони пишет журналист Светлана Жартун в статье «Разве это женихи?»: «Владимир Орехов, например, делает своего маркиза не выговаривающим букву «р», эдакая модность титулованной особы. Он может по нескольку раз вскакивать на высокий стул и соскакивать с него, чтобы выразить почтение собеседнику кивком головы. Актёр точно играет «рассеянность» своего маркиза в моменты, когда ему надо оскорбиться или хотя бы заметить пренебрежительное отношение к своей персоне» («Восточно-Сибирская правда», 18.04.2007).
 

Интересно, объёмно, тонко решал актёр по характеру роль «пройдохи» Сола Бозо в спектакле «Дорогая Памела, или Как пришить старушку» по пьесе Джона Патрика. Зрители становились свидетелями того, как меняются в совершенно противоположную сторону жизненные установки этого прожжённого плута, ещё недавно наполненные обманом, хитростью, лицемерием, желанием ухватить свой куш любой ценой. Актёр с умением и лёгкостью играет внутреннюю метаморфозу своего героя. Вдруг в нём просыпается человек, который может сострадать ближнему, жалеть и даже по-настоящему любить. В этом, казалось бы, омертвевшем сердце просыпаются светлые, добрые чувства.
 

Удивительно удаётся артисту проводить своего героя через долгую дорогу осознания, на глазах у зрителей персонажи Орехова переживают изменения и становятся совершенно иными к финалу спектакля. Так, духовное перерождение происходит и со старым, прижимистым и рассудительным его Наумом Евстигнеевичем в шукшинских «Характерах».
 

«Его герой Наум Евстигнеевич, поначалу замкнутый и скупой, укрывшийся в надёжной скорлупке эгоизма, вдруг открывает в себе свет забытого родства с ближним. <…> Азартный, искушённый в деталях и полутонах актёр в короткой миниатюре ухитряется сыграть судьбу и явить чудо преображения» («Свидание с мастером»,​ «Восточно-Сибирская правда», автор Марина Рыбак, 12.11.2017).
 

Передать невербально, без помощи привычного инструмента артиста всю боль горькой судьбы человека под силу только зрелому артисту. И это удаётся Владимиру Орехову в спектакле «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Распутина в образе Егора, человека, которому не суждено перенести переселение с родного острова в город. Личная история Егора остаётся в этой постановке «за скобками». Его переживания – это айсберг, львиная доля которого находится под водой.
 

Успех актёра Владимира Орехова – в его неповторимой индивидуальности, таланте, искренней заинтересованности и азарте в работе, неукротимой энергии, умении отыскать заветное «зерно роли», внимательном партнёрстве, отзывчивости и ответственности.
 

Этими дарами он щедро делится с коллегами, партнёрами и зрителями.
 

Сегодня артист работает над новой ролью из классического репертуара. К 200-летию Александра Островского в театре активно готовятся к премьере спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Владимир Орехов воплощает один из центральных образов пьесы – Нила Федосеича Мамаева. Роль требует от артиста яркой характерности, тонкого юмора, ощущения современности и правдивого существования в эксцентрике Островского, качеств, которые актёр филигранно умеет воплощать при прорисовке роли.
 

Желаем Владимиру Сергеевичу доброго здравия, гармонии, тепла, семейного уюта, профессиональных успехов, радости творчества и любви зрителей.

Автор: 
Материал подготовлен по архивным материалам литературно-драматургической частью Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова
16.11.2022