Будь в курсе
событий театра

«Чтобы мир никогда не скудел без людей»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

О писателе Валентине Распутине и спектаклях, поставленных по его произведениям, рассказывает актриса Иркутского драмтеатра Наталия Королёва.
 

Бывает у людей такой удивительный дар — как магнитом притягивать к себе внимание. Тембр голоса, взгляд, интонация, мимика, жесты вызывают в окружающих не просто желание смотреть и слушать, а еще особое чувство доверия и душевного родства. Таким даром обладает актриса Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова, народная артистка России Наталия Королёва. В преддверии первого всероссийского театрального фестиваля имени Валентина Распутина Наталия Васильевна рассказала о работе над спектаклями «Последний срок» и «Прощание с Матёрой», а также о встречах с писателем.
 

«Последний срок»
 

Первый всероссийский театральный фестиваль имени Валентина Распутина пройдет с 15 по 20 марта. Он приурочен к 85-летию писателя. На сцене Иркутского драмтеатра в эти дни состоятся спектакли по произведениям Виктора Астафьева, Василия Шукшина, Варлама Шаламова и, конечно, Валентина Распутина. Со своими постановками приедут театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Минусинска и других городов России. Иркутский драмтеатр покажет три спектакля по произведениям Распутина. Два из них — «Прощание с Матёрой» и «Последний срок» — невозможно представить без исполнительницы главных ролей, народной артистки России Наталии Королёвой. По словам актрисы, сыгравшей на театральной сцене более 200 персонажей, образы простых деревенских женщин – Дарьи и Анны, ей особенно дороги.
 

– Я работаю в театре с 1966 года, а если учитывать четыре года учебы, то я на сцене 60 лет. Столько сыграно ролей самых разных авторов – от Софокла, Шекспира до современных и никому еще не известных! Но за долгие годы многое забылось, что-то вовсе ушло в песок, – рассказала Наталья Васильевна. – Совсем немного на самом деле ролей, которые как жизненные вехи остались и чему-то важному научили. Их по пальцам можно пересчитать. Дарья и Анна как раз такие. Они принесли мне особенное счастье…
 

— «Последний срок» — визитная карточка Иркутского драмтеатра. Премьерный показ состоялся 14 лет назад, еще при жизни Валентина Распутина. Как воспринял его автор?

— Валентин Григорьевич часто приходил на этот спектакль. Он его, наверное, раз десять посмотрел. Выходил на поклон вместе с нами. Это было так удивительно! Авторы зачастую бывают недовольны — не так характеры показали, не так тему раскрыли, а ведь «Последний срок» очень многогранный, сложный, в нем столько трагической глубины. Но нашу работу Валентин Григорьевич оценил высоко. Его очень трогал этот спектакль. Я ему как-то сказала: «Большое вам спасибо за «Последний срок»!» «Нет, — ответил Валентин Григорьевич. — Это вам спасибо. Вы играете лучше, чем я написал». Это было так удивительно!
 

— Вы играете женщину, которая вот-вот умрет. В повести рассказывается, что она чувствует, о чем думает, что вспоминает. Это и читать-то тяжело, а вы проживаете все это на сцене. Как вам так убедительно удалось это воплотить?

— Мне часто задавали этот вопрос, и я не знала, что ответить, поскольку над этим образом работала без всяких усилий — как будто из души полилось. Конечно, очень внимательно прочитала повесть и, как актриса, уловила ее тихую тональность, пронизанную любовью к человеку. Я вообще воздействием писательского таланта на читателя поражена. Ведь книга — это не спектакль, не фильм, не какая-то картина, увиденная в жизни, это просто бумага с буквами. Но ты вдруг начинаешь волноваться, смеяться или плакать. Сколько же нужно вложить в эти буквы душевной энергии, чтобы получить такой эмоциональный отклик! Распутинская проза обладает этим волшебным свойством, поэтому моя Анна получилась легко, просто.
 

— А вот этот особый сибирский говор, который в деревнях еще можно услышать до сих пор, как он вам дался?

— Поначалу были трудности. Этим особым языком героиня разговаривает и в повести: «вчерась», «седни», «откуль», «ишо», «пошто», «жисть», покамест». Это не надо было искать, слушать, только уловить манеру, интонацию. Я попробовала — и как-то само пошло-пошло. И мне это так стало нравиться… Но, правда, не всем этот старинный говор давался. Как-то мы в спектакль вводили одного артиста, и он ни в какую не мог эти словечки произносить, а я их прямо полюбила.
 

— Вы сказали, что старуха Анна — одна из тех героинь, которые вам дороги. Почему?

— Анна жила ради своих детей. Как написано у Распутина: «За свою жизнь старуха рожала много и любила рожать». Она понимала, для чего женщина создана и что самый большой дар, который дал Бог, — это жизнь. И вот старуха доживает последние дни, вокруг собрались дети, а поговорить ей не с кем и не о чем, все чужие друг другу, все ссорятся, мужики в бане напились, а младшая, любимая Танчора, и вовсе не приехала.
 

Валентин Григорьевич был из числа тех писателей, которые тяжело переживали умирание русской деревни. И этот образ старухи-матери, которую дети покинули на пороге ее смерти, — это, конечно, художественное воплощение его боли. Он видит, как распадается семья, опустошается родной дом, старики становятся обузой, а женщины не хотят заводить детей. И вот, казалось бы, все в судьбе этой старухи так драматично, а свет в душе и благодарность за то, что жила, все равно не угасают. Надо ли жаловаться, спрашивает она себя, что всю жизнь отдала ребятам, «если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей». И несмотря на все ее беды, тяжелый труд, войну, где убили трех сыновей, вдовство, жизнь видится ей доброй и удачной…
 

Так надо понимать жизнь, так надо к ней относиться.
 

И ведь в самом конце, когда дети уезжают, автор не случайно приводит к Анне внучку Нинку – вредную, капризную девчонку, которая у всех выпрашивает конфеты. И этот неразумный еще, избалованный ребенок, проникнувшись сочувствием к бабушке, говорит: «Они нехорошие!» и дает ей конфетку: «На, баба, возьми!». И в этом есть надежда, что все еще возродится и, что Нинка – это новая Анна.
 

«Прощание с Матёрой»
 

— Роль старухи Дарьи — главной героини «Прощания с Матёрой» для меня была более сложной. Прежде всего внешне я на нее совсем не похожа. Она описывается автором как высокая, поджарая, со строгим бескровным лицом. Поэтому идти к ней надо было через внутренний мир, через ее мысли и чувства, через то, как передал их автор. А там такая глубина, что постичь ее до конца невозможно! Ведь что такое Матёра? Это начало начал — и мать, и матрица… И если ее уничтожить, то не значит ли это уничтожить самих себя? Понятно, что прогресс необходим и наша жизнь неумолимо меняется. Но какова цена?.. У нас в спектакле есть сцена, когда сверху опускаются огромные светящиеся фонари. И этот свет такой яркий, что на него без слез невозможно смотреть, от него слепнешь, отворачиваешься и закрываешь глаза.
 

— Для многих современников «деревенская» проза представляется уходящей натурой. Можно ли говорить о том, что спектакли, в основе которых произведения представителей этого литературного направления, интересны молодому зрителю?

— «Прощание с Матёрой» начинается с чаепития. Сидят за столом старухи, пьют чай, разговаривают. И эта сцена довольно длинная. По рассказам капельдинеров я знаю, что молодые зрители реагируют на нее несколько иронично, мол, что тут нам каких-то бабушек показывают. А потом они затихают, эмоционально втягиваются и смотрят с интересом. И меня это очень радует. Невозможно никакими технологиями изжить в человеке потребность поговорить о сокровенном… Было время, когда о Чехове забыли и его не ставили. И вдруг как хлынуло! И не найдете сегодня в мире театра, который не ставил бы его пьесы. Так же и с Распутиным. Нам еще предстоит понять, какая это величина.
 

Встречи с Распутиным
 

— Честно говоря, я Валентина Григорьевича немного побаивалась. Рядом с ним чувствовала себя такой маленькой, какие-то вопросы поумнее старалась придумывать. В общем, легкости, свободы при общении с ним не было. А вот слушать его обожала. Говорил он негромко, никогда не кричал, не форсировал, не злился, — вспоминает Наталья Васильевна. — Помню, когда Валентину Григорьевичу исполнилось 77 лет (он тогда находился в Москве), театр решил сделать ему подарок. Наш директор Анатолий Стрельцов договорился с руководством МХТ имени Чехова, что нам дадут малую сцену и мы 15 марта — в день рождения Распутина представим там «Последний срок». Мы приехали, отрепетировали, показали спектакль. Он шел на необыкновенном подъеме! Была такая атмосфера братства, что когда действие закончилось, долго никто не хотел уходить — ни зрители, ни артисты. Валентина Григорьевича в финале, конечно, вызвали на сцену…
 

В 2015 году мы тоже ставили «Последний срок», но уже на сцене нашего драмтеатра. Валентин Григорьевич тогда лежал в больнице. Перед спектаклем должны были прозвучать слова, что у автора сегодня день рождения и мы хотим его поздравить. Но 14 марта пришло сообщение, что Валентин Распутин умер. Спектакль все равно состоялся, но уже как дань его памяти. На сцене стоял портрет в траурной рамке с ленточкой, и все мы тогда плакали — и артисты, и зрители…
 

Валентина Григорьевича мы вспоминаем часто. Он, приходя на спектакль, всегда сидел на одном и том же месте во втором ряду. И сейчас, когда играю «Последний срок», время от времени на это место смотрю. Кажется, будто он все еще в зале.
 

БУДЕТ ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
 

В первом всероссийском театральном фестивале имени Валентина Распутина примут участие 11 профессиональных театров. По произведениям Валентина Григорьевича зрители увидят две версии «Последнего срока» — Государственного академического Малого театра (Москва) и Иркутского академического драматического театра. «Прощание с Матёрой» представят охлопковцы (прямую трансляцию можно будет увидеть 20 марта в 18.30 на телеканале «АИСТ») и Государственный бурятский академический театр драмы. Вологодский драматический театр покажет моноспектакль «Живи» по повести «Живи и помни». Сценическую версию рассказа «Век живи — век люби» представит Иркутский ТЮЗ. Также зрители увидят «Уроки французского» в постановке Иркутского драмтеатра и Усть-Илимского театра драмы и комедии. Всего будет представлено 13 спектаклей.
 

С 16 по 19 марта в Иркутском драматическом театре состоятся лекции о творчестве Валентина Распутина, финал студенческого конкурса художественного слова «В поисках берега…».
 

Также в рамках фестиваля Иркутский драмтеатр готовит выставку «Живем и помним: театральные встречи с Валентином Распутиным». На выставке можно будет увидеть видеоверсию спектакля «Последний срок» режиссера Геннадия Шапошникова, снятую телеканалом «Культура».

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Нина Воронина
04.03.2022