Будь в курсе
событий театра

Читая Распутина

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Недавно завершился проект «Каренина. Живое издание». С 1 октября, как объявил Иркутский академический драматический театр имени Н.П.Охлопкова, любой желающий может стать чтецом видеокниги «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. Эти события стали поводом поговорить с интереснейшим человеком — писателем, литературоведом, литературным критиком Павлом Басинским. Мой собеседник является членом жюри премии Александра Солженицина, обозревателем «Российской газеты». В 2010 году его книга «Лев Толстой: бегство из Рая» получила первое место в Национальной литературной премии «Большая книга». Иркутяне могли лично пообщаться с Павлом Валерьевичем на Литературных вечерах «Этим летом в Иркутске». Сегодня критик говорит о произведениях Валентина Распутина и проектах России, посвященных культуре чтения:
 

Распутин — особенный, очень искренний, внимательный писатель. С творчеством Валентина Григорьевича я познакомился во время учебы в университете: в конце 70 — начале 80-х годов. Первым прочитанным мной произведением было «Живи и помни». Я учился на факультете иностранных языков, не был литературным критиком и потому не задумывался, что это очень смелая вещь и совершенно иной взгляд на войну. То, что такого раньше в нашей литературе не было, стал понимать гораздо позже. Тогда меня как обычного читателя потрясла история человеческой судьбы, любви, преданности и трагедии, описанная в этой книге.
 

Теперь, прочитав все произведения Валентина Распутина, могу сказать, что любимейшей вещью стал рассказ «Уроки французского». В нем есть то, что сегодня ушло из отечественной литературы, что всегда отличало русскую культуру от всех других, — человеческая сердечность. Вспомним «Отцов и детей» Тургенева. Ведь главная проблема в этом произведении не в споре между поколениями. Страшный финал, когда старики стоят у могилы сына, — вот где начинается русское искусство, которое нельзя подделать, придумать, «сконструировать» по технологии, которое может появиться только из сердца и сквозь слезы.
 

Близка и понятна мне повесть «Последний срок». Эта книга Валентина Григорьевича поразительно лирична и мудра. Хотя сам я городской человек, корни у меня деревенские: дед был председателем колхоза, все лето в детстве я проводил там. Потому знаю, что такое деревенские старухи, как они живут и как умирают. «Последний срок» во многом перекликается с «Записками охотника» Ивана Тургенева — рассказом «Живые мощи», где тоже показано смирение перед уходом в иной мир, отсутствие всякой обиды и, наоборот, осознание собственной греховности.
 

Самая знаковая вещь у Валентина Распутина, конечно, «Прощание с Матёрой». В ней поднималась проблема затопляемости деревень, ухода быта и традиций нашего народа. Эта повесть несколько отличается от других произведений Валентина Григорьевича, построенных на простых человеческих историях. Она очень символична и восходит к легенде о Граде Китеже: будто сама Русь погружается под воду и там живет какой-то особой, своей жизнью. Здесь есть символика, мифология, философия и очень сильное социальное звучание, потому что как раз в это время писатель выступал против поворота сибирских рек и затопления деревень.
 

Чисто экологические вопросы тесно взаимосвязаны с проблемами духовными. Мы понимаем: энергия нужна, это самый привычный и дешевый способ ее добычи. С другой стороны, не жалеть о загубленном тоже нельзя. Власть и общество могут придерживаться разных точек зрения, ясно одно: русская литература должна быть на стороне слабых и страдающих. Главное, чтобы ее читали.
 

В прошлом году я посетил Франкфуртскую книжную ярмарку, между прочим, самую крупную в мире,  и с удивлением отметил, что она на одну четверть пуста. Стал узнавать, и оказалось, что книгоиздательство сократилось на 20 процентов. В России, по предварительным подсчетам, одна треть россиян не читает книг вообще. Остальные же в основном увлекаются фэнтэзи, детективами, любовными романами... Любой учитель литературы может сказать, что детей в школе все труднее и труднее привлекать к чтению. Современный подросток постоянно находится у компьютера, а что такое компьютерная игра? Это выдуманная и управляемая жизнь. Одним кликом мышки он кого-то расстреливает, строит цивилизации. Чтение же всегда труд: нужно через букву, через слово представить образ, понять смысл того, что хотел сказать автор. Здесь работает и воображение, и логическое мышление.
 

Книге очень сложно соперничать с компьютером и по другой причине. Ребенку XIX века, чтобы узнать что-то, например, об Африке, нужно было прочитать о ней книгу. А сегодня он просто наберет это слово на компьютере в поисковике и получит столько картинок и информации, что вскоре будет знать об этом материке на уровне преподавателя географии.
 

Мне очень нравятся все эти проекты: «Каренина. Живое издание», «Валентин Распутин. Читаем вместе». Пару лет назад я был на фестивале в Воронеже. В течение нескольких часов со сцены разные люди читали по страничке из «Усомнившегося Макара» Андрея Платонова. Вовлечение в такое коллективное чтение происходит для того, чтобы люди почувствовали счастье приобщения к литературе как к искусству. Сейчас часто употребляют слово «креативный», что значит «творческий», «с воображением». Человек с воображением — это всегда тот, кто читал книги. Кино будит эмоции, мысли, но максимально работать воображение заставляет только литература. Если мы хотим сохранить в будущем креативно мыслящих людей, нужно сохранять чтение.
 

Радует, что сегодня среди молодежи возникает новая мода на литературу: и не страшно, что они предпочитают использовать электронные носители. Да и нет никаких «электронных книг». Есть бумажная книга, перенесенная на электронный носитель, и все. Просто кому-то так удобнее. Эпоха Гуттенберга заканчивается, появляются новые формы. В ближайшем будущем определенный сегмент станут занимать те, кто любит держать книгу в руках, листать ее, кому приятно шуршать бумагой, ставить томик на полку. И появятся люди, которые соберут в свои ридеры целые библиотеки и будут читать, читать, читать…


Фото: Анатолий Бызов
На фото: Павел Басинский; Валентин Распутин

Автор: 
Ольга Олекминская
09.11.2014