Будь в курсе
событий театра

«Чистый колокол нашей души» (ВСП)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутске прошёл Второй Распутинский фестиваль.
 

Март в Иркутске ознаменовался встречей двух знаковых фестивалей. Практически одновременно прошли масштабный праздник для детей – Большой Детский фестиваль «Эхо БДФ: Приангарье» и Второй Всероссийский театральный фестиваль имени Валентина Распутина. Распутинский фестиваль основан два года назад, в дни 85-летнего юбилея прозаика, по инициативе Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, который стал его организатором, идеологом и главной площадкой. Вторым устроителем фестиваля выступила автономная некоммерческая организация «Катюша». Театральный форум состоялся под покровительством правительства и министерства культуры Иркутской области, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Распутинская седмица прошла с аншлагами, оставила богатый урожай впечатлений, раздумий, заразила читательской жаждой, обогатила духовным наполнением.
 

В Иркутск приехали восемь театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Вологды, Кемерово, Барнаула, Улан-Удэ, приняли участие в творческом празднике три ведущих театра Приангарья. Сложилась разножанровая афиша из постановок по произведениям Валентина Распутина, Виктора Астафьева, Василия Шукшина, Фёдора Абрамова, Василия Белова. Представлены также пьесы Виктора Розова, Степана Лобозёрова, — всего тринадцать наименований в программе. Как и легко было ожидать, на показах, что называется, яблоку негде было упасть. Многочисленную публику привлекли и другие мероприятия Распутинской недели – посещения дома-музея В.Г. Распутина, ежедневные открытые лекции проекта «Распутинские чтения». И днём, и дотемна Охлопковский театр вновь стал эпицентром мозгового штурма, культурного взрыва, творческого бума. Люди шли сюда, движимые поиском сокровенных смыслов, интересом к могучим и цельным народным характерам, потребностью в ярком, сочном, вкусном русском слове. И не были разочарованы.
 

— Я в эти вечера просто купался в ностальгической радости, — говорит иркутянин Сергей Седых, завсегдатай Охлопковского театра. — Я сам, правда, городской продукт. Но вспомнилось, как десятилетним мальчишкой ездил к предкам в далёкую деревню Кировской области. Всего-то двора три в ней было, совсем глубинка. Ручей там плескался, в полотенце шириной, но рыба ловилась. Трава была какой-то нетронутой, «неземной», как мне думалось, красоты — совершенно изумрудная. Но всё победили маслята — с крышку сковородки величиной, глянцевые, крепкие. Идёшь по лесочку — и вот он перед тобой выскочил — царский гриб! Я таких больше никогда не видел за всю жизнь. А в доме, в одной из комнат, лежал на кровати совсем старенький мой родной прадед. Весь, как мне запечатлелось, в серебряной белой бороде. Я тогда словно в неком родовом заповеднике побывал, в стародавнем раю, у истоков, вот где те самые пенаты. Словно прикоснулся к исторической, генетической памяти. И на фестивале я вновь будто к этому прильнул. У меня будто душа промылась…
 

Промылась душа. Просветлела. Вспомнила вкус своей сокровенной глубины. Ощутила в себе «русский дух», первозданную чистоту и ясность. Проснулась. «Будить в человеке Человека» — творческое кредо одного из авторов фестиваля Фёдора Абрамова, сквозной лейтмотив красочного фестиваля.
 

Театрально-литературный

Таким состоявшийся праздник оказался, прежде всего, потому, что в основу большинства спектаклей легли прозаические шедевры могучих творцов. Мы увидели яркие постановки, которые вызвали бурный отклик в сознании. Писатели, условно называемые «деревенщиками», стали самыми значительными фигурами русской литературы XX века. Философы и, не побоюсь этого слова, пророки, они как никто другой выразили, что «деревня — это глубины России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура», что «вместе со старинным укладом уходит в небытие нравственный тип» русского человека, у которого, по выражению Шукшина, «всегда разумная душа». Этой разумной души взыскуем мы сегодня, открывая «Прощание с Матёрой», «Пряслиных» и «Лад», «Любавиных» и «Последний поклон».
 

— Литературная основа фестиваля – его изюминка и его особая ценность, — считает охлопковский артист Алексей Орлов (I), создавший спектакль «Дом» по рассказам Фёдора Абрамова. – Для нас, меня самого и для ребят-исполнителей состоялось счастливое открытие Абрамова. Думаю, что и для многих наших зрителей, особенно, кто помоложе. Я многих спрашивал, не скажу, что хорошо знают этого автора, кто-то успел подзабыть, кто-то только слышал. Некоторые из студентов вообще уточняют: «Абрамов – это, который стендапер?». Дожили. А ведь речь идёт о гениальных творцах, о русских классиках прошлого века. Нужно, чтобы они вошли в плоть и кровь нынешней, новой России. Надеюсь, прицельный залп хороших и разных постановок Распутинского фестиваля попадёт в яблочко, возбудит читательский аппетит.
 

В ряду интересных сценических решений особенно блеснул уникальный спектакль Государственного молодёжного ансамбля песни и пляски «Алтай» «Жил человек» по произведениям Василия Шукшина. Создал его великий танцовщик мирового балета, народный артист СССР Владимир Васильев. Он объединил в танцевальной версии Шукшина несколько талантливых балетмейстеров, сам выступил режиссёром и сценографом, специально написав ряд натурных пейзажей на родине Василия Макаровича, записал в собственном тонком исполнении проникновенные отрывки из его рассказов, писем и дневников. Высочайший уровень этого поразительного театрального высказывания в исполнении большой барнаульской команды был вознаграждён оглушительными овациями.
 

Добрым сюрпризом стал небывалый спрос на «Распутинские чтения», раздвинувшие формат фестиваля. Обстоятельные рассказы о жизни и творчестве В.Г. Распутина, Ф.А. Абрамова, В.М. Шукшина, В.И. Белова, В.П. Астафьева едва вмещали активных слушателей: не только солидных представителей иркутской интеллигенции, но и студентов, курсантов Суворовского училища, просто неравнодушных и любознательных людей. Здесь открывались и концептуальные истины, и красноречивые конкретные факты. Например, как раненого на фронте Абрамова чуть не похоронили заживо. Как Фёдор Александрович нашему Распутину немецкую пишущую машинку подарил. Что с Василием Беловым Валентин Григорьевич дружил более сорока лет, а на памятнике Белову в Вологде увековечены слова нашего земляка. Что ударение в фамилии Шукшина, вообще-то, на первый слог, как до сих пор зовут его родню и однофамильцев на малой родине в Сростках. Авторитетный литературовед, руководитель Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля Павел Фокин провёл увлекательную беседу о Валентине Курбатове — литераторе, который долгие годы возглавлял и направлял писательские форумы на Охлопковской сцене «Этим летом в Иркутске». Своеобразной сенсацией для аудитории стал опыт художественного чтения от Валентина Яковлевича одной из маленьких трагедий Пушкина «Моцарт и Сальери», прозвучавшей с экрана. Настоящий подарок и для книжного, и для театрального гурмана.
 

Музейный

Большинство лекторов на чтениях – руководители и научные сотрудники музеев писателей, вошедших в ареопаг фестиваля. Музейщики – люди особой породы, которых Дмитрий Лихачёв, наряду с библиотекарями, назвал «последними святыми на Руси». Поспешившие к нам из алтайских Сростков, из Овсянки в красноярской глубинке, из архангельской Верколы, из деревни Тимониха с Вологодчины, они привезли с собой не только живые представления об авторах форума, но и неизъяснимый дух того «сознательного и материального чувства родины», который удалось так мощно и точно выразить мастерам слова. Активное участие в празднике принял Иркутский краеведческий и его филиал – музей В.Г. Распутина.
 

— Ваш фестиваль – настоящий подарок для нас. Особенно для меня, — делится научный сотрудник музея-квартиры В.И. Белова в Вологде Ксения Соколова, день рождения которой пришёлся на канун фестиваля, в первый день приезда в Иркутск. – Это уникальная возможность близко соприкоснуться с миром театра, с его закулисьем, с живыми артистами. От города, от его старинной архитектуры, от ауры Иркутска я лично в восторге. А спектакли! Такое многоголосье, такая вереница характеров, такой сплав драматических ситуаций из народной жизни. Мне было чрезвычайно важно ощутить, как наш Белов воспринимается далеко от своего дома, через даль минувших лет. Каждый из этих удивительных писателей – певцов земли русской – заслуживает, чтобы мы их вспомнили, снова к ним приблизились. Мы у вас окунулись в такую богатую, пульсирующую, активную культурную атмосферу, с которой трудно соперничать, из которой можно черпать и напитываться бесконечно.
 

Ароматный, вкусный, хлебный

Библейская истина, что не хлебом единым жив человек, на фестивале витала в воздухе. И всё же… Дни просмотров завершались тёплыми вечорками «На завалинке», где царило настоящее сибирское хлебосольство. Были не только народные песни, забавы и шутливые потехи, мелькали не только красочные сарафаны и косоворотки, на столах красовались излюбленные яства простонародной кухни, воспетые в шедеврах и записках знатоков деревенских традиций. Рыжики и грузди с лучком, сальце разных рецептов посола, огурчики и квашеная капустка с брусникою, пироги со всякой всячиной, а перво-наперво с рыбой, конечно, румяные драчёны – хит сельского застолья, пухлые золотистые блинчики — всего и не перечесть! А всему голова – пышный румяный каравай, которым встречали каждого дорогого гостя. Но самым главным, разумеется, было общение друзей и единомышленников, энергия любви – лучшая приправа к лакомствам.
 

Есть подозрение, что сдобные пироги для угощения готовились «с присухой» — кто отведал, навеки прикипел к Иркутску, к фестивалю, к охлопковцам, к зовущей из сокровенных глубин нашей непобедимой Матёре.
 

Космический

Между прочим, один из спектаклей фестиваля сумел включить в плотный график своего визита в родной регион лётчик-космонавт, Герой России Александр Полещук. А ещё здесь случились удивительные сближения и переклички, словно их фокусировал космический магнит. Старший научный сотрудник литературно-мемориального музея Ф.А. Абрамова из Архангельска Нина Никифорова была поражена, когда в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачёва увидела старинную икону Артемия Веркольского – святого отрока — земляка Фёдора Абрамова, чей чудотворный образ глубоко впечатлял и воодушевлял писателя с детства. С радостью «опознала» Нина Борисовна у нас на Байкале словечки из северного говора, пришедшие сюда вместе с переселенцами: «хиус», «охлупень» (конёк на крыше избы), «очипь» (кольцо в потолочной балке, на которое вешали зыбку). Выходит, страна бескрайняя, расстояния глобальные, а мы все – родня, все – одной крови.
 

— Писатели наши дружили, поддерживали друг друга, несмотря на огромные расстояния, на временные дистанции, плечо к плечу отстаивали нашу землю, нашу культуру, — так и нам надо дружить, хранить добрые традиции, — говорит наша вологодская гостья Ксения Соколова. – Нести бережно, с любовью, русское слово, свет русской души.
 

На «Распутинских чтениях» в качестве иллюстрации была показана картина художника Евгения Мальцева «Современники». Живописец, друг Фёдора Абрамова, изобразил символичную встречу у костра выдающихся «деревенщиков» — шести писателей, оставивших нам драгоценное наследие. Похожий космический сход свершился, можно сказать, на Втором фестивале им. В.Г Распутина. На празднике, где прозвучали сильно и ясно богатырские голоса певцов народной жизни.
 

— Авторы Распутинского фестиваля – это авторы с пророческим посылом, — уверяет руководитель комиссии по культуре Иркутской епархии протоиерей Павел Телегин. – Этих писателей надо открывать заново, особенно для молодёжи. Ключевые темы их творчества – это то, о чём надо говорить именно сейчас.
 

На закрытии фестиваля охлопковцы процитировали отрывок из «Прощания с Матёрой», где с волнением и нежностью описывается весеннее пробуждение жизни на острове, который «собирался долго жить». Потому что придёт время, и люди возмечтают о рае, о земле обетованной… О родимой, заповеданной своей земле. Не упущено ещё это время, не заказаны сроки, не канула на тёмное дно наша связь с родной почвой, с национальной памятью. И фестиваль будет жить. Будет звучать, как «живой колокол правды, могучий и глубокий». Чтобы в нас, по словам священника Павла Телегина, откликался и набирал силу «чистый колокол нашей души».

 

Фото: 
Анастасия Токарская, Милана Милостивая
Автор: 
Марина Рыбак
04.04.2024