Будь в курсе
событий театра

Человек с тысячью лиц

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Впервые в Иркутске вышел в свет прекрасно изданный альбом, посвященный одному человеку — почетному гражданину областного центра, народному артисту, лауреату Государственной премии России Виталию Константиновичу Венгеру. Называется это издание «Лики судьбы».

Судьба у мастера иркутской сцены завидная, неповторимая. За большую сценическую жизнь им сыграны сотни ролей, созданы не похожие ни на какие другие образы. Поистине — Венгер есть Венгер. Он умеет так проникнуть в суть характера своих героев, высветить их с неожиданной стороны, что каждый раз восхищаешься его сценическими творениями.

И не случайно альбом «Лики судьбы» открывается словами артиста, раскрывающими его взгляд на природу творчества: «Мы приходим в этот мир актерами... И когда ребенок начинает играть, он впервые обретает себя. Для меня самопознание и самооткрытие затянулись на целую жизнь. Уверяют, будто тем самым я многим доставляю радость... Может быть, но кто измерит мою радость?..» Автор фотографий, на которых Виталий Венгер запечатлен на репетициях, на сцене, в житейских ситуациях, известный иркутский фотохудожник Александр Князев, в течение нескольких месяцев, как он сам пишет во вступительной статье, был как бы «тенью Мастера» и следовал за ним повсюду.

Как известно, у каждого спектакля есть своя судьба — одни живут долго, другие всего несколько недель или даже дней. Но остаются критические статьи, рецензии, отзывы зрителей и, конечно, фотографии, все это в какой-то мере позволяет сохранить память о сценических деяниях. На фотоснимках Александра Князева В.К. Венгер предстает как человек с тысячью лиц. Так говорят об актерах, владеющих высокой степенью сценического перевоплощения, которым подвластны образы людей в их различных проявлениях. Одной из самых лучших ролей последних лет у Виталия Венгера стал Подколесин в «Женитьбе» по пьесе Н.В. Гоголя. Спектакль в записях несколько раз звучал по «Радио России», вызывая даже в этом варианте большой интерес слушателей, ибо не было на нем никакого налета провинциальности. Это в целом стало событием в театральной жизни России.

Фотомастер дает в альбоме целую серию снимков, раскрывающих в разных планах и ракурсах судьбу героя Виталия Венгера Подколесина, то мечущегося, то впадающего в летаргическое оцепенение и никак не реша-ющегося сделать перемену в своей холостой жизни.

Лики, лица, маски большого актера щедро показаны в альбоме. Актер предстает на фотографиях перед нами то в облике Адольфа Гитлера, за которого выдает себя шизующий директор сумасшедшего дома, то в ликах чеховского профессора Серебрякова; бродячего артиста Несчастливцева из «Леса» А.Н. Островского и многих других — драма-тических, комедийных, эксцентрических... Творческий диапазон мастера широк, и порой кажется, что необъятен. Изысканная его театральность корнями уходит в вахтанговскую сценическую школу, воспитанником которой он был во второй половине сороковых — начале пятидесятых годов.

И вполне естественно, что в альбоме представлены не только снимки, сделанные из зрительного зала, но и за пределами сцены, в том числе из личного архива Виталия Константиновича. Вот, скажем, он с группой студентов-вахтанговцев запечатлен рядом с великим русским артистом Николаем Черкасовым, снимок был сделан после спектакля по пьесе В. Соловьева «Великий государь». Черкасов играл Ивана Грозного и подарил студентам такую надпись: «Дорогим моим боярам на добрую память от царя. Н.Черкасов. 1/УШ-49г.» В другом варианте эта фотография воспроизводилась в книге Михаила Ульянова «Работаю актером».

Очень разным представлен В.К. Венгер и в личной жизни: мы видим его в детском и юношеском возрасте, в гримерке, в Иркутском театральном училище, в зрительном зале, в домашней обстановке, в кругу друзей и коллег, на собственной даче, когда он возделывает грядки, на рынке... Это интересно, поскольку в какой бы ситуации Венгер ни оказывался, всюду остается личностью, человеком обаятельным и общительным, умеющим радоваться и огорчаться, смеяться и грустить, а главное — думать, размышлять... Умеет он быть и одиноким.

Известный иркутский режиссер Вячеслав Кокорин написал в «Ликах судьбы» проникновенные слова о Виталии Константиновиче, назвав его «нормально одиноким» даже среди театральной суеты. Для В. Кокорина Виталий Венгер — это мастер, любящий забираться в дебри и искать там что-то свое. И потому режиссер восклицает: «Не тревожьте его по мелочам: квартиры, путевки, ставки... Может быть, именно для новых откровений он и бережет свое одиночество? Бессознательно, конечно... А может быть, это нормальный признак таланта? Гениальности? Он ведь правда Великий Артист!»

И еще хочется сказать об одном: альбом «Лики судьбы» создан в «Бюро Графического Дизайна» при активном содействии мэрии Иркутска и городской Думы. Мэр областного центра Борис Александрович Говорин, предваряя альбом, написал о В.К. Венгере так: «Даже привыкнув к широте его диапазона, не перестаешь удивляться многообразию его перевоплощений, универсальности таланта, удивительной яркости натуры, молодости души и творческой неуемности».

Издание альбома «Лики судьбы. Репетиции. Сцена. Жизнь» стало событием в общественной жизни театрального Иркутска.

Автор: 
Анатолий СЕМЕНОВ
14.12.1996