Будь в курсе
событий театра

Чехов как задание. IRK.ru

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Спектакль «Бабьи сны», впервые показанный иркутскому зрителю в конце марта, — не просто очередная премьера охлопковского театра, а первая постановка в рамках абсолютно нового проекта «Учебная сцена». Это уже четвертая сцена, открывшаяся в театре, и она призвана отражать наиболее интересные результаты учебного процесса студентов московского Театрального института имени Б. Щукина, которые занимаются при иркутском драмтеатре.

Премьера спектакля состоялась 30 марта. В необычном пространстве (сцену организовали в репетиционном зале театра и даже сделали отдельный вход) артисты-студенты играют свои первые серьезные роли в постановке по рассказу Антона Чехова «Бабье царство».

Молодая богатая дворянка Анна Глаголева (студентка Мария Скупченко), засидевшаяся «в девках», мается бездельем и мечтает о замужестве. Владелица целого завода, она в прямом смысле слова не знает, куда девать деньги.

В поисках того, кого она могла бы облагодетельствовать, Анна Акимовна направляется к одному из вечных просителей — разорившемуся чиновнику Чаликову (Сергей Дубянский), но у него дома знакомится с жильцом Пименовым (Иван Алексеев) — рабочим на ее заводе. Эта встреча переворачивает жизнь главной героини, которая отныне только и делает, что грезит об угловатом и необразованном молодце.

Именно эти грезы и стали главной режиссерской находкой Елены Одинцовой, поставившей этот спектакль на учебной сцене. Фантазии Анны Акимовны о взаимоотношениях с новым знакомым играются то как в немом кино, то представляются в виде страстного испанского танго, а то находят отражение в народных песнях. Эти сценки смотрятся в постановке очень живо и свежо — и, судя по всему, именно они дали название самому спектаклю, который стал именоваться «Бабьи сны» вместо чеховского «Бабьего царства».

Благодаря этим же вставкам в спектакле демонстрируются все способности артистов-студентов. Здесь они показывают зрителю свои певческие и хореографические таланты.

Елена Одинцова, режиссер-постановщик спектакля:

— Конечно, это еще не окончательно сформировавшиеся артисты. Они познают себя в этом процессе, знакомятся со зрителем, который бывает очень разный. Они учатся к нему приспосабливаться. Но зато у них нет актерских штампов, они играют с азартом и полной отдачей. Каждая сцена драматического театра отвечает разным запросам публики. И учебная сцена тоже должна привлечь свою публику. В Москве, например, учебные сцены театральных вузов пользуются огромной популярностью.

Сцена, как уже было сказано, разместилась в репетиционном зале театра. Как таковой сцены здесь нет, да и зрительный зал пришлось строить в форме трибуны, но неприспособленное для полноценных спектаклей помещение остроумно обыгрывается в постановке.

Так, зрителям, чтобы попасть на свои места, приходится проходить по самой сценической площадке. И специально для них расстелена ковровая дорожка. Когда появившаяся служанка скатывает ее, это означает начало действия, и зритель уже отсечен от внешнего мира: он находится в пространстве спектакля, декорации которого расставлены чуть ли не вокруг зрительных мест.

Антикварная мебель, исторические костюмы, да, кажется, и манера говорить — все погружает в атмосферу конца 19-го века: крепостное право уже отменено, а вина просвещенного дворянства перед простыми людьми еще чувствуется. Но несмотря на искреннее стремление Анны Акимовны быть с людьми низшего класса запросто, она все же не готова выйти за одного из них замуж. Хотя классовые разногласия в этом спектакле занимают не самое важное место, основная мысль здесь в том, что любая женщина во все времена мечтает лишь об одном — о простом женском счастье.

Спектакли, созданные на «Учебной сцене», обязательно войдут в основной репертуар театра. И до конца обучения студентов, которые сейчас учатся всего лишь на втором курсе, в программе «Учебного театра» может появиться до 15 названий.

Геннадий Шапошников, художественный руководитель проекта «Четвертая сцена»:

— Любой удачно сданный экзамен может стать основой для небольшой сценической постановки, которую можно показывать зрителям. Самое важное в этом проекте, чтобы у ребят уже появился свой зритель, который бы видел их творческий рост.

Помимо спектаклей, в планах театра на этой же площадке создать кинозал, в котором будут транслироваться спектакли Иркутского драматического театра, востребованные и любимые зрителями, но сошедшие со сцены.

Автор: 
Илья Смирнов. Фото Анатолия Бызова
12.04.2012