Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Чего только в театре не бывает!

Версия для печатиВерсия для печати

На бенефисе заслуженного артиста РФ Владимира Орехова зрители увидели, на что способен театр. Вечер начинал суфлёр, представитель профессии, которая давно на подмостках упразднена. Каких-нибудь лет сто назад попробовал бы артист поссориться с суфлёром! Пожарный тоже был не последним человеком, мог задуть спасительный для сцены огонёк свечи.

Таким был театр, когда его сцена освещалась рампой живого огня, а в центре или сбоку красовалась раковина – место суфлёра. Прогнозы того, что, мол, кино и, тем более, телевидение приведут театр в ХХ веке к смерти, не сбылись. 13 ноября 2007 года в зрительном зале (впрочем, как каждый вечер) был аншлаг, а современные актёры отличаются от своих коллег XIX века лишь тем, что знают роли наизусть. Неизменным остаётся и волнение, которое во время спектакля переходит в творческое горение, да такое, хоть пожарного вызывай.

Когда на сцене появился Владимир Орехов, испытать чувство волнения ему не дали, тут же урезонили: вышел не в том парике и ненадлежащем костюме. Фрак ему пришлось заменить на залатанный халат господина Плюшкина – героя, олицетворяющего собой всех земных скаредов. Орехов-Плюшкин, угощая дорогого гостя Чичикова, выставлял «рюмочку», которая была меньше напёрстка, и искренне радовался тому, что тот отказался от чая.

Отрывок из спектакля «Мёртвые души» органично вошёл в канву импровизированного спектакля, который придумали для бенефицианта его товарищи-актёры. На сцене преобладала молодёжь, но без заслуженных и народных артистов тоже не обойтись. Кому, как не народной артистке Наталье Королёвой, исполнять роль Памелы в спектакле по пьесе Джона Патрика «Дорогая Памела». Правда, сцена, которую играли актёры, была полностью посвящена персонажу Орехова.

Пройдоха Сол Бозо незаметно для себя проникся тёплыми и нежными чувствами к одинокой пожилой женщине. По плану авантюры, задуманной персонажами пьесы, он должен её убить, но разве это возможно? К счастью, играют актёры комедию, поэтому могут придумать в ней всё, что угодно, проявиться в любой стихии игры, например, танце. Трогательно, с подлинным изяществом исполнили Королёва и Орехов танго, увы, лишённое пылкости, но полное бережного отношения партнёров друг к другу.

Орехов и актёры, занятые в первой части бенефисного вечера, играли настоящую драматургию, в которой отрывок из одного спектакля логично переходил в другой. Даже появление духового оркестра с поздравительным маршем было обыграно. Суфлёр выходит с патефоном, пожарный взамен являет на сцену оркестр, музыканты которого одеты в парадные мундиры брандмейстеров.

Наверное, в этом месте надо сделать паузу и представить ведущих юбилейного вечера: Суфлёра – заслуженного артиста Николая Дубакова и Пожарного – заслуженного артиста Якова Воронова. С участием Владимира Орехова они составляют знаменитую троицу капустных дел мастеров, неоднократных победителей Всероссийских театральных капустников в городе Нижний Новгород, постоянных ведущих клубных вечеров фестиваля современной драматургии имени Вампилова. На сцене театра они драматические актёры, в городских концертах, презентациях, на корпоративных вечеринках – шоумены, умеющие удивлять и веселить публику.

Рассказ Антона Павловича Чехова «О вреде табака» Орехов начинал тоже в «капустной» манере исполнения. Вышел в расписном фраке, встал за трибуну, достал плакат – наглядное пособие к лекции о том, что курить вредно. Только до табака ли его герою, когда живёт он под знаком злосчастной цифры 13, а ещё под неусыпным приглядом злой жены, держащей его впроголодь или заставляющей глотать блины не пережёвывая. Короткий рассказ Орехов сделал небольшим моноспектаклем, в котором прослеживается судьба маленького человека с большим сердцем, страдающей душой и современным диагнозом хронической усталости.

Спектакль, придуманный в честь бенефицианта, в положенном месте плавно перешёл в его поздравительную часть. Именно 13 числа родился Владимир Орехов, и оно оказалось для него счастливым. Он хотел быть актёром и стал им, причём заслуженным и востребованным. О том, что он добр и мягок в общении, говорили те, кто поздравлял его. Официальных лиц было немного. Заместитель директора департамента культуры и архивов Сергей Ступин и начальник управления культуры городской администрации Светлана Домбровская в своих речах отметили множество талантов и умений юбиляра.

А дальше сценой завладели актёры, которые не могли выйти на неё без капустника, да такого, чтобы юбилею соответствовал, был смешным и выражал достоинства виновника торжества. От имени коллектива ТЮЗа пела народная артистка Людмила Стрижова, от земляков-хабаровчан в разговорно-вокальном жанре поздравила Орехова заслуженная артистка Татьяна Двинская. Молодёжь демонстрировала упражнения по сценическому движению, актёры постарше придумывали смешные сюжеты.

Актрисы охлопковского театра показали, как можно проследить жизненный путь юбиляра от 5-ти до 105-летнего возраста, до которого, дай Бог, он доживёт. Было много милого кокетства и настоящей чувственности в испанском танце, который они исполнили на вечере и танцуют в спектакле «Страсти по Аделе». Заслуженный артист Игорь Чирва, актёры Степан Догадин и Евгений Солонинкин импровизировали на темы сценических обстоятельств сериала «Место встречи изменить нельзя».

Как всегда, блистательным был капустник актёров музыкального театра имени Загурского. Заслуженные артисты Николай Мальцев, Вячеслав Варлашов и народный артист Владимир Яковлев сыграли повзрослевших героев «Неуловимых мстителей», настолько неуловимых, что и на бенефисный вечер они с трудом успели. Украшением номера были примадонны музыкального театра Анна Рыбникова и Ирина Мякишева.

Бенефис удался на славу! Владимир Орехов вспоминал Хабаровск, город, в котором он родился, благодарил Иркутск за то, что играет для самых лучших зрителей, с какими встречался в своей актёрской судьбе. На сцене падал снег, атмосфера соответствовала той, какая была в день его рождения, но только спустя 55 лет.

Автор: 
Светлана Жартун
21.11.2007