Будь в курсе
событий театра

«Cамо человеческое сердце»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Читать произведения Валентина Распутина будем «всем миром»
 

Прочитать всем вместе повесть «Прощание с Матёрой» сибирского писателя Валентина Распутина предлагает жителям Иркутской области Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова. Проект, приуроченный к Году литературы, решено реализовать в начале 2015 года. О том, почему современному человеку нужно читать произведения Валентина Распутина, рассказывает литературный критик, прозаик, член жюри премии «Ясная поляна», один из создателей и ведущий ежегодных Литературных вечеров «Этим летом в Иркутске» Валентин Курбатов.
 

Они и не «произведения», а само человеческое сердце. А сердце не бывает современным или устаревшим – отчего мы легко, как свои, принимаем и «плач Ярославны», и усталое одиночество Печорина, и искусительные вопросы Раскольникова, и раскаяние Анны Карениной, и печаль старухи Анны из «Последнего срока». Это «улица» бывает современной и прошедшей, а мы все – дети Божьи. Чем лучшая-то литература и отличается от «произведений», что она есть мы сами. Прочитаешь и остановишься в изумлении: да как же я жил без этого? Ведь это я! Я! Вот, значит, как назвать то, что томило меня и искало названия. Вот, значит, что такое человек и вот какова глубина его души. И, значит, и моей души. Это «одежда» мысли может меняться, слово оглядываться на «улицу», а чувство, как тело, всё прежнее и одинаково болит и радуется, что при Данте, что при Астафьеве. Валентин Распутин – из «долгих» художников, и теперь уже надолго вперёд ясно, что он часть нашей духовной генетики и без него, без его книг мы уже русской нравственной истории не представим. И не читать его значит сознательно укорачивать своё сердце.
 

Старый русский литературовед А. Чичерин, оценивая язык «Прощания», писал: «Валентин Распутин заговорил с такой полыхающей, из недр русской деревни вынутой речью, что диву дались все читавшие и Глеба Успенского, и Льва Толстого, и Лескова, и Леонова, чувствующих глубоко и русскую деревню, и её говор». Этот высокий ряд предшественников тут неслучаен. Книга сразу вошла в национальное сознание как общее каждому сердцу явление, как общее наше прощание с какой-то огромной частью истории. Каждой страницей и каждым словом писатель «обряжает» на глазах уходящую русскую, земную, в крестьянстве рождённую наследную жизнь, как его старуха Дарья избу перед тем, как её сожгут. «Прощанием» мы простились с лучшим в родной истории во имя обманчивого прогресса и потому ещё и сегодня никак не найдём себе места, словно выросший в деревне человек при переезде в город. Книга будет ещё долго болеть в нас, пока окончательно не «переедем».
 

Пока строятся новые ГЭС, пока прогресс требует новых жертв, тесня живой наследованный опыт, пока мы стыдимся своего прошедшего и переодеваемся в платье с чужого плеча, «Прощание» всё будет актуально, потому что душа-то в нас ещё живая, её, как старое платье, не сбросишь. Да и память свою долгую христианскую просто так не избудешь. А будешь читать как следует, так, может, догадаешься, что и не надо изживать, а, напротив, удерживать, как своё сердце, и не тропиться из народа становиться «населением» этой страны». 
 

Совсем недавно страна (именно так широко – страна, потому что участвовали люди из разных городов и часовых поясов) читала «Анну Каренину»: заканчивал один и с запятой продолжал другой, иногда за тысячу километров от предшественника (благо Интернет сегодня позволяет это). Это и просто по-человечески интересно – «услышать книгу» из разных уст, и, что мы ещё не осознали, духовно очень важно, ведь во время чтения в нас бьётся одно сердце. Я думаю, те, кто читал, теперь стали тайной роднёй и могут при встрече обняться, как живая семья, как дети одного текста, одного дома. Такое чтение возвращает чувство родства, любящего единства, которое как раз и необходимо для возвращения народной близости и духовной общности. Так в Тобольске читали «Конька-горбунка» и просыпались наутро другими людьми. Так, смею думать, будет и когда мы вместе прочитаем «Прощание с Матёрой» и, Бог даст, подольше поддержим нашу землю и память в старинном русском достоинстве.
 

Видеозаявки на участие в проекте принимаются до 1 декабря на электронный адрес konkurs@dramteatr.ru или на Служебном входе в театр с пометкой «Проект «Валентин Распутин. Читаем вместе».


Ваш Валентин Курбатов

 

Фото: Анатолий Бызов

25.11.2014