Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Быть настоящим мужчиной

Версия для печатиВерсия для печати
На Камерной сцене Иркутской драмы день за днем продолжаются репетиции спектакля «Ипохондрик» по пьесе Алексея Писемского. Под руководством приглашенного режиссера народного артиста России Иосифа Фекеты они пытаются разобраться, что такое ипохондрия и чем она опасна для людей нашего поколения.
 
Вопрос ипохондрии, мнительности и нерешительности мужчин интересовал людей и в XIX веке. Ведь не случайно Писемский посредством художественного осмысления действительности решил обратить взор читателей на эту нарастающую проблему. Но общественность не совсем была готова к подобного рода произведениям. Именно поэтому на пьесу после ее написания в 1851 году был наложен цензурный запрет. Алексей Феофилактович не сдавался и решил пойти на уступки цензурному комитету, переписав некоторые фрагменты произведения. Даже когда в литературных кругах говорили об «Ипохондрике» как о законченном литературном творении, Писемский усиленно продолжал работу вплоть до 1855 года, пока пьеса ждала своего выхода на сцену. По некоторым данным, Писемский даже перед самой премьерой вносил некоторые правки в текст.
 
В письме Тургеневу 6 августа 1955 года Писемский писал: «"Ипохондрик" мой пропущен – и его начнут ставить к сентябрю. Что-то будет. Хорошего ожидать очень нельзя. По крайней мере, не шлепнулся бы». Премьера «Ипохондрика» состоялась 21 сентября 1855 г. в Михайловском театре Петербурга. Несмотря на положительные отзывы публики, Писемский был не до конца доволен тем, что увидел со сцены, и тем, какой получилась финальная версия пьесы. Тем не менее, спектакль был отыгран 6 раз.
 
В 1857 году комедию представили на сцене московского Малого театра. В очередном письме Тургеневу, Писемский писал: «"Ипохондрик" мой на днях поставился в Москве и, благодаря игре актеров, имел там успех». Спектакль пришелся по душе публике, получив положительные отзывы критиков и видных литераторов того времени. Так, например, Островский очень высоко оценивал драматургический опыт Писемского. Критик А.В. Дружинин, говоря о литературном таланте Писемского, отмечал: «Чтение "Ипохондрика" есть прогулка с прекраснейшим человеком, во время которой нам попадается навстречу столько знакомых лиц, что одни поклоны занимают собой половину времени и разговор становится почти невозможным». Ему пришелся по душе и стиль Писемского: «В чтении пьеса г. Писемского очень легка; достоинство довольно редкое в нынешних комедиях, и на сцене она будет иметь успех». Единственное, что категорично не нравилось Дружинину – это финал. Но вместе с тем: «Сцены, где бабушка Соломонида Платоновна берет в руки своего мнительного родственника, приказывает его обрить и выстричь, кормит его плотным завтраком и вместе с тем спасает от сутяг и искателей наследства милы как нельзя более».
 
Споры породила не только сама пьеса, но и главный герой – Николай Михайлович Дурнопечин. В биографической очерке «Алексей Феофилактович Писемский: его жизнь, литературная деятельность и значение его в истории русской письменности» В. Зелинский говорит: «герой этой комедии – человек с сомнительным, слабым и в высшей степени нервным характером, ставится в столкновение с людьми чересчур уже решительными и готовыми на все». Раскрывая не только Дурнопечина, но и других героев истории, Писемский, по мнению другого критика В.П. Острогорского, обнажает их «нравственную несостоятельность и пустоту».
 
Но с начала 60-х годов интерес к «Ипохондрику» неумолимо пошел на убыль. О нем мало говорили, мало писали. Стал пропадать интерес и к самому Алексею Феофилактовичу. Если посмотреть на репертуары театров XXI века, то вряд ли встретите имя Писемского. И, по мнению режиссера-постановщика Иосифа Фекеты, это совершенно непростительно. Ведь писатель этот уникальный и очень интересный.
 
– Пьеса «Ипохондрик» – очень современная, – отмечает Иосиф Васильевич. – Помимо того, что она раскрывает характеры людей, которые практически не изменились за века, она еще и говорит об очень важной проблеме – ипохондрии мужского населения. Эмансипация женщин, борьба за свои права в наше время повернулась совершенно другой «стороной медали». Женщины на данный момент являются не только хранительницами домашнего очага. Они становятся главными практически во всех областях жизни человека – они и главы семей, и руководители предприятий, и даже министры. В результате мужчины, как сильные мира сего, теряют свою состоятельность, переходят на второстепенные роли. Мужчина вроде бы является сильным полом, но в то же время становится слабым. Отсюда и затянувшийся инфантилизм, и отсутствие мужской инициативности в действиях. В пьесе «Ипохондрик» Писемский об этом очень ярко и подробно рассказал.
 
Сможет ли мужчина взять себя в руки и вернуть себе «главную роль» в обществе, как перестать бояться делать первые шаги и брать ответственность не только за самого себя, но и за близких людей – вопросы, которые задают себе на репетициях охлопковцы и на которые пытаются найти ответы. А какие истины откроет спектакль зрителям – узнаем в скором времени.
Фото: 
Анатолий Бызов
29.03.2018