Будь в курсе
событий театра

Быть человеком — подвиг

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В ноябре состоится премьера спектакля «Идиот».
 

«Человеческая мысль дошла в нём, кажется, до предела и заглянула в мир запредельный…, - говорил о творчестве Фёдора Михайловича писатель Валентин Распутин. - Это было больше того, что позволено человеку; благодаря Достоевскому человек в миру и без того узнал о себе слишком многое, к чему он, судя по всему, не был готов».
 

28 ноября на Основной сцене Иркутского академического театра состоится премьера спектакля «Идиот» по одному из самых загадочных и символичных романов Фёдора Достоевского. Для театра эта работа очень важна: как бесценный опыт, как возможность работать с изумительным материалом, как желание поговорить со зрителем об очень важных и современных явлениях нашей жизни. О главной идее будущего спектакля и о том, как она будет воплощаться, рассказал художественный руководитель театра и режиссёр постановки Геннадий Шапошников:
 

- В «Записках из подполья» есть мысль, что просвещение вроде бы должно остановить жестокость. Чем более человек цивилизован, тем милосерднее он должен быть. А дальше Достоевский пишет «Оглянитесь кругом: кровь рекою льется, да ещё развеселым таким образом, точно шампанское. И что такое смягчает в нас цивилизация? Цивилизация вырабатывает в человеке только многосторонность ощущений и... решительно ничего больше. А через развитие этой многосторонности человек ещё, пожалуй, дойдёт до того, что отыщет в крови наслаждение. Ведь это уж и случалось с ним... И теперь человек хоть и научился иногда видеть яснее, чем во времена варварские, но ещё далеко не приучился поступать так, как ему разум и науки указывают»».
 

Так было написано в конце XIX века. А сейчас посмотрите, что творится вокруг. Кажется, всё находится в ожидании большого взрыва. Почему мир не может существовать в мире? Почему, когда становится сытно, ему нужна огромная война? Зачем? Чтобы человек, уничтожив половину себе подобных, снова почувствовал себя человеком? Во имя каких-то идей, пусть даже благородных вроде защиты Отечества или защиты демократии, когда передовые страны предлагают менее развитым обществам просвещение, давая людям в руки автоматы. Это о нас с вами говорит Достоевский в своих книгах, потому он сегодня так современен.
 

В романе дважды упоминается картина Ганса Гольбейна «Мёртвый Христос». Я видел спектакли по разным инсценировкам «Идиота» (в том числе по одной из самых известных - Юрия Олеши). Нигде этого эпизода не было. Видимо, сжигание денег в камине представляется более интересным. Но та деталь имеет огромнейшее значение — на картине изображён Христос как смертный и действительно умерший человек, который воскреснуть уже не сможет. В мировой культуре Воскрешение Христа — это образ воскрешения в душе человека всего светлого, чистого, искреннего. Если этого не происходит, мир будет обречён, говорил Достоевский много лет тому назад. Мы сейчас живём в таком мире. Ходим в церковь, выполняем ритуалы, но не более того. Этого нет внутри нас. А если нет веры в бессмертие, нет и границ, и причин себя сдерживать. Так и живём по законам, когда можно всё. Я ни к чему не призываю - я чувствую, что если нет духовной опоры, нет веры в то, что наша земная жизни не конечная точка в пути, довольно сложно человеку остаться человеком.
 

Эти вопросы «болят» во мне, потому «Идиот», потому Достоевский. Он видел происходящее. Ведь не из ниоткуда взялись какие-то люди, взяли иконы и понесли их в костёр, стали разрушать храмы. Это наши люди. Это свои, потерявшие веру. Это тогда начиналось. Нам кажется, дела давно минувших дней - сто лет ведь прошло! А это было вчера. За такой короткий срок сознание не может измениться.
 

Перед нами не стоит задача пересказать всё произведение. В спектакле будут сцены из романа, иногда на первый взгляд не связанные одна с другой. При этом я стараюсь, чтобы тексты были исключительно авторскими, - мы работаем не по инсценировке, а по тексту самого романа, таким образом сохраняется авторский «воздух», не подменяются понятия, не осовременивается речь.
 

Эксперименты, которые идут сейчас в оформлении, также не дань современности, а поиски способа обнажения мысли. Нам нужна форма, передающая жёсткость и одновременно динамичность происходящего. По ходу действия будет использоваться видеоконтент, но воздействовать он будет не на зрителя, а на артиста. Это образ скорости человеческого мышления.
 

Вообще оформление будет условным, с минимальным количеством реквизита - отсутствие быта как такового, потому что для произведений Достоевского он абсолютно не важен. Более-менее приближен крой костюмов. Всё очень условно сделано, так ярче проявляется содержание. В спектакле я создаю атмосферу потери веры и человечности по отношению друг к другу и к самому себе. Артисты должны попытаться жить в ней, проверить: может ли человек существовать в таком мире или будет уничтожен? Что происходит, когда он убивает в себе Бога? Это пространство похоже на некое неживое место, потому что мы хотим рассказать о том, как человек мучается в неживом.
 

Постановка будет идти на Основной сцене, на самой сцене будут находится и зрители. Игровое пространство спектакля небольшое, что не случайно: в этом материале нельзя кричать. Так соединяются формат Камерной сцены, когда зал и зритель — единое целое, и большой купол воздуха, объём пространства. Беседа о сокровенном и вселенная смыслов романа Фёдора Достоевского «Идиот».

 

Фотографии Анатолия Бызова с репетиции спектакля.

28.10.2015