Будь в курсе
событий театра

«Братья Карамазовы», «Бесы» и другие

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Пять дней и вечеров из мира Достоевского.
 

200-летие со дня рождения великого русского писателя было отмечено на театральных сценах Иркутска спектаклями по его прозе, лекциями и студенческим конкурсом чтецов. Организатором творческих встреч «Достоевский. Театр. ХХІ век» стал Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова под руководством директора Анатолия Стрельцова, при активном участии заведующей литературной частью Татьяны Довгополой и всего коллектива театра.
 

«Будто сегодня написано!»
 

С циклом из трех лекций: «Современный Достоевский», «Китайская ваза русской судьбы Настасьи Филипповны» и «Загадки Карамазовых» выступила Ольга Юрьева, доктор филологических наук, заведующая кафедрой гуманитарно-эстетического образования Педагогического института (ныне в составе ИГУ).
 

Опытный преподаватель и единственный в Иркутске крупный специалист по Достоевскому призналась, что перед занятиями каждый раз перечитывает его произведения и каждый раз открывает для себя что-то новое. И делится своими находками со студентами на фоне меняющегося времени. Это сразу почувствовали слушатели и отнеслись к лекциям с большим интересом.
 

Не буду останавливаться на первой теме – само название говорит за себя. Достоевский – современен. Достаточно привести отрывок, взятый лектором из его «Дневника современника» («Одно совсем особое словцо о славянах»), где Достоевский пишет о склонности славян к предательству России. «…Чуть только Россия их освободит, а Европа согласится признать их освободившимися…», они «объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью, что от властолюбия России они едва спаслись», и будут «высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови…» и т. д. И вот реакция зала, увидевшего эти строки на экране: как будто сегодня написано!
 

Название второй темы – интригующее. Наложение образа роскошной китайской вазы на судьбу и характер героини романа «Идиот» Настасьи Филипповны, вазы, которую не хотел разбивать, но разбил князь Мышкин, может кому-то показаться смелым и неожиданным. Но аналогия рождается из самого текста, не из выдумки, и потому будит воображение, заставляет задуматься хотя бы над тем, так это или не так. А значит, вызовет желание обратиться к страницам романа.
 

Лектор остановилась на женском вопросе, который очень волновал общество во времена Достоевского. Как же писатель высказался на этот счет? Главное в его идеальных женских образах – любовь и жертвенность. Стремление сравняться с мужчиной пагубно отражается на женщине, поскольку ее ум идет от сердца. В браке жена уважает мужа за его духовный мир, и это идеальная семья. Что касается женщин инфернальных, т. е. роковых, где соединяются святость и порок, то для рационального ума мужчины таковые непостижимы (Настасья Филипповна из «Идиота», Грушенька из «Братьев Карамазовых»).
 

Вывод из наблюдений: мужской мир и женский мир – это разные миры, они не могут сойтись полностью. Тут требуется не только любовь, но компромисс и взаимоуважение.
 

К слову, о разности миров двух половин человечества. Тема весьма актуальная именно теперь, в ХХІ веке. На наших глазах набирает ход искусственное создание третьего пола: не только «он» и «она», еще и «оно»! И это новый, невиданный бунт человека против матушки-природы. И как это сочетается с ростом экологического движения на планете? Не пришло ли время защищать природу не только от человека неразумного, но и вместе с человеком разумным, желающим следовать своему естеству? Разве это не парадокс: сохранять живую природу и при этом рушить такую же живую природу человека? Не лучше ли все-таки быть последовательными и стремиться к гармонии целостного бытия, не подталкивая человечество к самоуничтожению? Достоевский предостерегал именно от этого.
 

Третья лекция Ольги Юрьевой – о загадках «Братьев Карамазовых».  Их немало, и они притягивают читателей уже полтора столетия. Самая первая зашифрована, по мнению литературоведа, в эпиграфе к книге, и это предвидение судьбы братьев.
 

– Смысл эпиграфа в том, что все Карамазовы как носители гибельной для национального бытия карамазовщины должны погибнуть, чтобы возникла «новая жизнь». Они и погибнут – о чем писатель намеревался рассказать во втором томе романа, который не успел написать.
 

В лекции также прозвучала мысль о том, что каждый из братьев Карамазовых – выразитель определенного типа русского человека, о характере которого писатель сказал очень много, в том числе: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
 

Все меньше философии, все больше визуализации
 

Мила Денёва – московский театровед и критик, кандидат филологических наук, заведующая литературной частью Российского академического молодежного театра (РАМИ). Тема ее лекции – «Достоевский: театр в романе и роман в театре». Был сделан обзор наиболее знаковых, на ее взгляд, спектаклей по Достоевскому с начала ХХ века до самых последних лет, т. е. примерно за столетие.
 

Вначале был дан ответ на вопрос, почему театр любит ставить Достоевского. Потому, что в его прозе закодированы драма, пьеса, огромное диалоговое пространство, ремарки. Каждая сцена – как готовый спектакль.
 

Первая постановка – режиссер Владимир Немирович-Данченко, «Братья Карамазовы», 1910 год. Инсценировка из двадцати картин, лучший состав актеров. Минимум декораций, уход от зрелищности и никакого быта. В итоге – всеобщий фурор и понимание: можно ставить романы на сцене!
 

После перерыва (тема православия у Достоевского не вписывалась в идеологию революционных лет) первые постановки возобновились лишь к концу 1950-х. Театровед напомнила о том, как в 1958 году Георгием Товстоноговым был поставлен «Идиот». Как долго не могли найти артиста на роль главного героя, князя Мышкина, и как нашли в никому не известном в то время Иннокентии Смоктуновском. И он не только прекрасно сыграл – он и сам рос как мастер с этой ролью, оставив в себе что-то от нее навсегда.
 

Потом был «Брат Алеша» по «Братьям Карамазовым» режиссера Анатолия Эфроса (1972), другие спектакли. Выделены работы Сергея Женовача с 1995 по 2011 год – режиссера, наиболее успешно сочетающего новые подходы с внимательным отношением к слову Достоевского.
 

Чем ближе к нашим дням, тем необычнее театральные версии. По словам лектора, все меньше философии, все больше визуальных форм. Так, режиссер Максим Диденко в 2015 году ставит «Идиота» в Театре наций как пластический спектакль в жанре клоунады-нуар. Создатели спектакля опирались на Достоевского, давшего полную свободу режиссерам еще в 1872 году, вплоть до перемены сюжета, с сохранением лишь первоначальной мысли автора!
 

Еще более свежий пример: тоже «Идиот», режиссер Андрей Прикотенко (2019). Герой спектакля – Лёва Мышкин, 1991 года рождения. Это уже сочинительство, текст переписан режиссером. В центре – взаимоотношения кланов с Рублевки и инопланетян-хипстеров (хипстеры – часть богемной молодежи типа стиляг или хиппи в современном антураже. – Прим. авт.). Настасья Филипповна – девочка-подросток, они с Лёвой Мышкиным – из «поломанного детства».
 

Недоверчивый вопрос из зала:

– А это – Достоевский?

Ответ:

– Да. Герои сохранены.
 

Еще больше вопросов вызвали спектакли Константина Богомолова (2013, 2016) «Карамазовы», «Князь» (театр Ленком). По словам Денёвой, это тот самый случай, когда берется идея Достоевского, но режиссер изменяет сюжет. При этом происходит интеллектуальное разъятие текста Достоевского, и оно сродни действию патологоанатома. Богомолов не идет в вертикаль, он показывает падение праведного, пролом в стене церкви…
 

На вопрос, можно ли рекомендовать старшеклассникам спектакли Богомолова, последовал ответ, что не нужно. Надо иметь этическую базу, чтобы вступать в диалог с режиссером Богомоловым.
 

И, словно отвечая на следующий, незаданный, вопрос: а если зритель имеет эту самую этическую базу, то сможет ли он вообще смотреть такой спектакль? – лектор пояснила:

– Здесь режиссер апеллирует к ответственности зрителя. Если не готовы – лучше не ходить. В этом случае идут не на Достоевского, а на режиссера Богомолова.
 

И посоветовала: – Надо заглянуть на сайт, посмотреть видео и решить, идти или нет.
 

Совет хороший, стоит взять на заметку, коль таким разнообразным стал современный театр.
 

Лекция была содержательной и полезной. Через театр яснее увиделось, как менялся духовный строй человека от эпохи православия до эпохи общества потребления, какую огромную ответственность ныне берет на себя режиссер в трактовках классики. И эту ответственность делит с ним зритель, определяясь в своих предпочтениях!
 

К концу лекции среди вопросов и ответов прозвучала фраза: «Театр не обязан воспитывать». И она заставила задуматься. Да, уже не раз приходилось слышать от поборников современной драмы: театр не средство воспитания, а средство самопознания зрителя. Но… Но это же никак не вяжется с нынешним провалом именно в воспитании! Уже однажды было решено снять со школы обязанность воспитывать детей – дескать, этим должны заниматься родители. Уже закрылось по стране немало театров юного зрителя, профтехучилищ и педагогических вузов. И что же мы получили? Не стоит перечислять все потери, если дело дошло до расстрелов, учиняемых подростками в учебных заведениях.
 

Реальность такова: родителям некогда заниматься воспитанием своих чад в полной мере. Все силы уходят на то, чтобы создать ребенку необходимые материальные условия для жизни и учебы, – уроки проверить некогда! И потому, отправляя детей в школу, библиотеку, музей, театр, секцию, родители надеются, что там как раз помогут направить их в лучшую сторону.
 

Что же предлагает современный театр вместо воспитания в духе разумного, доброго, вечного? Так, модным стало вовлечение-погружение зрителя в действо на сцене (как правило, эпатирующее) во имя самопознания и под началом режиссера – надо полагать, крупного специалиста-психоаналитика. Однако игры со зрителем скорее напоминают взлом сознания с неведомой целью – вместо облагораживания чувств!
 

В общем-то, все это очевидно, но, как однажды заметил писатель Сергей Залыгин, труднее всего доказывать именно очевидное. Разве неясно, что молодой режиссер, который отказывается от духовно-нравственной философии Достоевского, пропускает в нем главное? Очевиден и культурный запас режиссера, недополученный вовремя, и увлечение театральной модой…
 

Но оставим упреки – молодость и эксперимент всегда идут рядом. И хочется верить: однажды обратившись к Достоевскому, возмужавший режиссер еще на раз-другой перечитает его книгу и поставит на сцене то самое, без чего этот писатель непредставим.
 

Пророк в библейском понимании
 

Беседа отца Евгения (Старцева), настоятеля иркутского Михайло-Архангельского Харлампиевского храма, показала, что тема «Достоевский и православие» волнует многих. И неудивительно: рассматривать творчество писателя вне религии просто невозможно.
 

Отец Евгений очертил жизненный путь Достоевского и его приход к глубокому осознанию необходимости православной веры, после того как на эшафоте перед казнью по делу петрашевцев ему было объявлено о помиловании, замене смертного приговора на каторгу и ссылку. Там, в Сибири, он и обратился к Евангелию.
 

Священник напомнил слушателям, что такое пророк в библейском понимании. Это тот, кто предсказывает будущее. И предостерегает от ошибок. В этом направлении шел и Достоевский. Пророческим был роман «Бесы», в котором писатель предсказал грядущие революционные потрясения. Бесы победили, по словам отца Евгения, наша православная страна потеряла свой уклад и свои основы. Но бесов всегда можно обвинить, а что же мы? Достоевский настаивает на ответственности каждого за все происходящее вокруг. С бесами надо бороться прежде всего в себе.
 

Обращаясь к творчеству писателя, священник говорил о том, что именно благодаря обращению к духовному миру человека, находя через этот мир ответы на главные вопросы, Достоевский и стал «писателем номер один» во всем мире: «Когда мы повторяем слова “Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей” – я радуюсь, что у нас есть такой писатель».
 

Касаясь темы «Достоевский и театр», отец Евгений заметил: тема может насторожить, церковь не поддерживает лицедейства. Но русский театр обращен к душе, и это важно. Все зависит от того, понимает театр Достоевского или нет. И отрадно, что наш академический драматический стремится идти по пути понимания.
 

Как представителю православной церкви, отцу Евгению приходится духовно надзирать над тюрьмами Иркутской области. Приступая к этому служению, он прочитал «Записки из Мёртвого дома», произведения Солженицына и Шаламова и пришел к мысли, что «Записки» положили начало тюремной литературе, хотя в них и не уделено большого внимания характеру каторжанина. Под влиянием Достоевского, по признанию Евгения Старцева, им и группой тележурналистов ГТРК «Иркутск» был создан документальный фильм «Колея» для подростков и против преступности.
 

– И Пушкин, и Гоголь, и Достоевский нам необходимы, потому что у них взгляд на человека через религиозность, – сказал в завершение беседы отец Евгений и ответил на вопросы слушателей.
 

Истины Достоевского на разных сценах
 

Согласно программе, на нескольких сценах ИАДТ имени Н.П. Охлопкова прошли три спектакля самого драмтеатра – «Идиот», «Брат Иван», «Игрок» и два московских – «Сон смешного человека» театра «У Никитских ворот» и «Кроткая» театра «Комната № 4». По одному спектаклю представили иркутский ТЮЗ имени А. Вампилова – «Мальчики» и театр кукол «Аистенок» (тоже Иркутск) – «Дядюшкин сон».
 

После спектаклей проходили обсуждения с участием режиссеров, актеров, московского театрального критика Милы Денёвой и иркутского литературоведа Ольги Юрьевой.
 

Мила Денёва рассматривала постановки с профессиональной театроведческой точки зрения, подробно высказывая свои оценки и пожелания. Ольга Юрьева ставила перед собой один вопрос: насколько удалось театрам передать дух прозы Достоевского на сцене? И пришла к выводу: большинство создателей спектаклей справились с такой задачей достаточно успешно.
 

Коротко остановлюсь на одном, как раз связанном с воспитанием. На сцене ТЮЗа имени А. Вампилова – «Мальчики» по «Братьям Карамазовым». Инсценировка Виктора Розова, режиссер-постановщик иркутянин Александр Гречман.
 

И режиссер, и актеры сумели передать мир подростков. Мир, в котором остро переживается несправедливость в отношениях людей и уже видны, по словам Ольги Юрьевой, и характеры, и будущие судьбы грядущей революционной эпохи.
 

Удались трудные роли. Это и роль Лизы – артистка Анна Терехова создала образ больной девушки, с резкими перепадами в настроении, когда даже мать (артистка Елена Константинова) устает от ее капризов; и роль отставного штабс-капитана Снегирёва, из тех типичных для Достоевского персонажей, кто не смог справиться с тяжелыми жизненными обстоятельствами. Его отчаянье и шутовство, при скрытом внутреннем благородстве, колоритно выразил артист Сергей Павлов.
 

Особенно современно прозвучал один из мотивов спектакля. Это общение Алеши Карамазова с гимназистами. В нескольких сценах отображено стремление старшего помочь младшим разобраться в себе, направить их души к добру.  Сердечное участие в сочетании с требовательностью – это же пример идеального наставничества, так необходимого сегодня! Достоевский, а вместе с ним и театр точно попали в едва ли не самую главную проблему действительности – проблему воспитания.
 

Очень хотелось бы, и надо постараться, чтобы спектакль «Мальчики» посмотрели как можно больше подростков. Пусть они войдут в мир духовных ценностей Достоевского и убедятся: эти ценности не устарели.
     

Редкое событие этих дней – мировая премьера в иркутском театре кукол «Аистенок». Ее осуществила приглашенная из Беларуси постановочная группа (режиссер Игорь Казаков, художник Ольга Дворовая) по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон». Жанр спектакля определен как сентиментальная комедия.
 

Для зрителей стало открытием, насколько незаурядным чувством юмора обладал писатель, которого привыкли воспринимать как автора серьезного, философски углубленного. Феномен деспота в театре кукол представлен особенно наглядно. Когда актриса Анастасия Усольцева, исполняющая роль Марии Александровны, по очереди перебирает в руках кукол-персонажей, мы видим, как легко может деспот управляться с человеческими судьбами. И только два персонажа находятся выше той низости событий, что развернулись в городе Мордасове, – это князь К. и Зиночка. Князь в исполнении народного артиста России Владимира Яковлева подобен кукле, но все же он живой человек. Актриса Дарья Юртаева в роли Зиночки работает с самой высокой куклой, за которой не видно актрисы, – и это знак, что ее душа и внешний образ неразделимы.
 

Ольга Юрьева, побывавшая на спектакле, отметила, что жанр кукольного действа абсолютно адекватен художественной природе повести.
                                                       

В завершение осталось сказать: встречи с Ф.М. Достоевским, имя которого в свое время Валентин Распутин назвал стоящим не в первом ряду имен мирового значения, а над этим рядом, крайне своевременны, а потому и необходимы. 200-летие со дня рождения русского гения – повод еще раз обратиться к его идеям и пророчествам, а вместе с тем к духовным скрепам, которые могут быть спасительны для России в трудную годину.
 

И это возможно только в одном случае – если мы примем его личный опыт острой борьбы с темными силами, запечатленный в слове, соединим со своим опытом и ощутим впереди свет добра и силу любви. Не единственный ли это способ преодолеть опасность самоуничтожения человека на планете Земля?..

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Валентина Семёнова
Фото для слайдера: 
12.01.2022