Будь в курсе
событий театра

Боязнь счастья в спектакле «Женитьба»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

 

Третья постановка гоголевской «Женитьбы» в истории драматического театра имени Н.П. Охлопкова была представлена зрителю на минувшей неделе. Спектакль выпустил режиссер Рустем Фесак, приехавший из Москвы по приглашению худрука драмтеатра Геннадия Шапошникова. Молодой постановщик сделал из гоголевской комедии современную драму о желании человеческого тепла и боязни счастья, где каждый герой одновременно тяготится своим одиночеством и боится его потерять.
 
Написанная в 1835 году пьеса «Женитьба, или Совершенно невероятное событие в двух действиях» была не очень благосклонно встречена зрителем. Однако произведение давно пережило и тех зрителей, и самого автора и до сих пор с успехом ставится на сценах российских театров. Так, впервые в Иркутском драматическом театре пьеса была поставлена через 20 лет после своего рождения, а за роль Подколесина в спектакле 1994 года артист Виталий Венгер был удостоен Государственной премии.
 
И вот — третий выход «Женитьбы» на иркутскую сцену. Выпускник режиссерского факультета мастерской Л.Е.Хейфеца в ГИТИСе Рустем Фесак, успевший поставить несколько спектаклей в столичных театрах Et Cetera и РАМТ, оцененных критикой благосклонно, за короткое время, отведенное на репетиции, попытался показать историю Гоголя в своем прочтении.
 
Еще во время работы над спектаклем Рустем Фесак говорил в беседе с ВФ, что главным для него в этом произведении является желание простого человеческого тепла. «Мне кажется, все герои пьесы объединены одним: они понимают, что такое жить без тепла. Это произведение — о желании найти свою половину, — признавался режиссер. — В этом смысле эта пьеса очень современна, потому что говорит о тех же проблемах, которые существуют у людей и сегодня. И если мы хорошо вместе с артистами сделаем свою работу, то Гоголь не будет восприниматься устаревшим автором из школьной программы — это будет про нас и про сегодня».
 
Не зря столичная критика определила Рустема Фесака как «новое, свежее и умное лицо молодого театра». Видно, что режиссер ставил материал с современной точки зрения и учетом того, что было написано русской литературой после «Женитьбы». В частности, главный герой «невероятного события», надворный советник Подколесин превратился у него в гончаровского Илью Обломова, который всем земным радостям предпочитал лежание на диване. В исполнении Игоря Чирвы персонаж обрел узнаваемые современные черты — поставь перед ним телевизор, и он будет неотличим от множества российских мужчин, несмотря на халат кроя XIX века. Впрочем, до сегодняшних примет времени дело в оформлении спектакля не дошло. И слава богу.
 
Герой Подколесина не единственный, кто боится собственного счастья и оправдывает собственное бездействие то придуманными отговорками, а то и просто обыкновенной ленью. Остальные претенденты на руку прекрасной купеческой дочки Агафьи Тихоновны (эту роль великолепно играет Анна Дружинина) тоже ищут в ней всяческие изъяны и, нашедши их, с готовностью отказываются от собственного счастья. Невеста в свою очередь тоже не может решиться. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась», — размышляет она, покуривая самокрутку втайне от домашних. Самые уверенные в себе герои этой истории — приятель Подколесина Кочкарев (Степан Догадин) и сваха Фекла Ивановна (артистка Милена Антипина) — всячески стараются довести дело до свадьбы, хотя как раз они-то в браке ничего хорошего не видят.
 
Весь комедийный пласт гоголевского текста Рустем Фесак каким-то умелым образом снимает, а вместо него то и дело вставляет свои собственные, режиссерские шутки (сцена с Агафьей, которая тайком курит в окошко, или перемазанный кремом от пирожных Подколесин на свидании). Общий же эмоциональный настрой спектакля довольно грустный — это всячески подчеркивается музыкальным оформлением спектакля. Все персонажи томятся в замкнутой комнате собственного одиночества, но как будто не хотят найти ключи и выйти на свежий воздух. Поэтому и поступок Подколесина в финале спектакля подан не как смешная выходка нелепого персонажа, а как трагедия невротика, который не может разобраться в себе.
Автор: 
Антон Кокин
15.11.2011