Будь в курсе
событий театра

Бедные тоже смеются, когда богатые плачут

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Очередная премьера на драматической сцене


Ричард Бринсли Шеридан (1751-1816) известен широкому зрителю как автор пьесы «Школа злословия», которая шла и идет на всех сценах мира. Зато его «Соперники», взятые в постановку Иркутским академическим драматическим театром имени Н.П.Охпопкова (а именно - режиссером Геннадием Гущиным), - пьеса, к которой театры обращаются редко. Тем не менее, переведенная на русский язык еще Щепкиной-Куперник, она, эта не особенно популярная вещь, пополнила репертуар охлопковцев - в середине февраля состоялась ее премьера на иркутской сцене.

 

Пьеса смешная, да и обязанная быть смешной (жанр - комедия), однако по тексту порой скучноватая, порой с длиннотами... Но ее комедийность удерживается стараниями режиссера и особенно актеров. Потому что запутанный сюжет, достаточно традиционный (персонаж выдает себя не за того, кем является на самом деле, вводя всех вокруг в заблуждение), - сюжет этот, временами какой-то опереточный, вовсе не смешон сам по себе. Смешны персонажи, талантливо исполненные заслуженными артистами России Еленой Мазуренко и Николаем Дубаковым, артистами Евгением Солонинкиным и Александром Братенковым. Смешны, выразительны, по-своему обаятельны, забавны...
 

Заняты в спектакле и молодые актеры труппы - Егор Ковалев, Анатолий Чернов, Олег Матэрн, Анна Дружинина; в целом складывается хороший актерский ансамбль.
 

Поставлена пьеса по всем законам гламура, процветающего нынче во всем, от манеры одеваться до шоу-бизнеса. Значительная часть действия происходит на пляже, а поскольку в веке восемнадцатом бикини и плавочки еще не изобрели, да и нравы не позволяли столь откровенно обнажаться, персонажи, как женщины, так и мужчины, дефилируют перед нами в немыслимо вычурных пляжных туалетах, представляющих собой смесь юбок, панталон, маечек, шляп, вуалек и еще непонятно чего. Работа костюмеров за всем этим парадом курортных туалетов видна недюжинная.

 

Остроумно обыграно режиссером синее полотнище, создающее эффект моря, - здесь и плавают на лодке, и купаются, и плещутся. Море волнуется, шумит и навевает мысль, что нынешние новые русские не случайно так любят кутить и флиртовать на экзотических островах и морских побережьях, что это давняя привычка богатых - отдыхать под палящим солнышком от праведных и неправедных трудов.

 

Правда, герои Шеридана сочинили себе такой вариант судьбы, где они будут прозябать в благородной бедности, и только так мыслят себе дальнейшую жизнь, - на самом же деле они остаются богачами, что их невероятно возмущает. С трудом, но поборов в себе праведный гнев по поводу собственных состояний и наследств, которые им маячат, они смиряются с участью быть богатыми.

 

Режиссер вроде бы и посмеивается над этим, но драматурга наизнанку не вывернешь: да, видно, большего несчастья, чем толстый кошелек, шеридановские персонажи себе не представляют. Очень актуально сегодня!

 

Насмеявшись по поводу и без повода, зритель в конце спектакля покидает зал с мыслью: «Ну вот, еще одна комедия прошла перед глазами». Да уж, еще одна. В нынешнем репертуаре театра она которая уже по счету? «Хозяйка гостиницы», «Ужин по-французски» и последовавший за ним «Боинг-боинг», «Он, она, окно»... Не сошедшая еще со сцены «Не верь глазам своим»... Все они, может быть и неплохие каждая в отдельности, в одной афише кажутся одинаковыми и одноплановыми, как звенья одной цепочки. Может, найдется что-нибудь поинтереснее, посовременнее, над чем зрителю можно было бы не только посмеяться, но и подумать, и попереживать?

Автор: 
Любовь Сухаревская
17.02.2009