Будь в курсе
событий театра

Ай да Пушкин!

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Поэтический дивертисмент в честь 220-летия классика.
 

В последнее воскресенье июня на Камерной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова яблоку негде было упасть: собрались горячие почитатели Солнца русской поэзии, те, для кого «Пушкин – это наше всё». В ознаменование 220-летнего юбилея Александра Сергеевича охлопковцы сыграли оригинальную театрально-литературную композицию из Пушкина и о Пушкине, о нашей к нему любви, о нашем с ним родстве.
 

«Он певец был, песенной наблюдатель, книгам сказатель, грамоты списатель. Землю, как цветами, стихами украсил, - вот так речётся о великом поэте в бесхитростном повествовании неграмотных пинежских поморов. – У другого человека ум никуда не ходит, на спокое сидит. У Пушкина, как стрела, как птица… Пушкин говорил как с полки брал; и всё разно сказывал. Век не придумать никому, как он придумывал». Изумительный текст «Пинежский Пушкин», записанный Борисом Шергиным за архангельской сказительницей С.И. Чёрной, в неподражаемой простонародной манере прочитал заслуженный артист России Николай Дубаков. В словах этого фольклорного творения – огромная всенародная нежность к поэту, великая боль о его раннем уходе из жизни, о непоправимой утрате всей земли русской. «Ударила Пушкину пуля под сердце, прошла меж крыл. Пал на белы снеги, честным лицом о сыру землю. Пал, да и не встал». И всё-таки главное чувство в сердце народном о любимом сыне своём – огромная гордость за этот светлый гений, счастье быть его почитателями и наследниками. «В каждом доме Пушкин сердце всем веселит речью своей и письмом. Егово письмо как вешна вода. Его стихам нет конца».
 

Крылатые пушкинские строки, которым нет конца и вовек не будет забвения, артисты превратили в яркие сценические картинки, которые зритель листал с неутолимым наслаждением и почти детским восторгом. Ведь эти сюжеты, эти музыкальные созвучия сызмальства памятны нам наизусть.
 

Мелодичная, трепетная, упоительная любовная лирика Пушкина прозвучала в исполнении молодых актёров, проникновенное чтение соло сменялось волнующими дуэтами, венчалось пением романсов, сопровождалось мимолётным флиртом, непринуждённой юношеской игрой.
 

Один за другим на сцене являлись старожилы русской национальной вселенной – герои Пушкина, такие узнаваемые, такие красочные, неопровержимо живые. Сказочные персонажи – Кот учёный, Царь Салтан и три девицы под окном, Поп и Балда, Старый Бес и Бесёнок, Шамаханская царица и ненасытная старуха у разбитого корыта, вздорная мачеха Прекрасной Царевны, что «на свете всех милее, всех прекрасней и белее». Все эти близкие образы нашего младенчества промелькнули перед нами в пёстром хороводе, в праздничном попурри.

 

Звучали драматические четырёхстопные ямбы «Полтавы», ироничная проза «Барышни-крестьянки», шедевральные фрагменты из «Маленьких трагедий». И они не просто звучали, а оживали в блистательных актёрских миниатюрах. Андрей Винокуров вывел на сцену Фауста и Беса, чьи противоборствующие маски, мгновенно меняя друг друга, вели опасный философский диалог. Александр Братенков беспощадно низринул себя в бездну мрачной души Скупого рыцаря, терзаемую болезненной алчбой, демонической страстью к бесплодному богатству.
 

Импровизированный спектакль согревала особенно душевная атмосфера, объединявшая зал и азартную стайку лицедеев. Все в этот мемориальный час, в этом небольшом волшебном пространстве, осенённом портретами народного кумира, были «одной крови», одной речи, одной святой любви к нашему бесценному сокровищу – творчеству и духовному завещанию Пушкина. 
 

Вечер, наполненный светом поэта, его незримым, весёлым, желанным присутствием, пролетел незаметно, всколыхнув в душе самые ранние, незамутнённые идеалы, посеяв в сознании зрелые, глубокие размышления, освежив сердце певучим, ясным и стройным пушкинским словом.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Марина Рыбак
01.07.2019