Будь в курсе
событий театра

Ave «Король умирает»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Уже больше месяца раз за разом на Другой сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова происходят события масштаба государства, сжатого до размеров комнаты. За полтора часа Король должен умереть. Он это знает. И «Король умирает».
 

Эжен Ионеско – признанный мастер абсурда. Работа охлопковцев с этим жанром театрального искусства началась довольно давно. Более трёх лет на Другой сцене театра идёт Даниил Хармс и его «Елизавета Бам». Немногое объединяет эти спектакли, совершенно разные по темам и задачам. Общим становится принцип «железной логики»: артисты должны точно понимать, что и зачем делают. Также в канву пьес режиссёры ввели дополнительные сцены, которые более понятным языком обозначают основные темы.
 

Место действия «постапокалиптической поэмы» - постоянно сжимающееся государство, от которого остаётся едва ли не только одна комната во дворце. Да и она непригодна для жизни: оглушительно громко падают капли из ржавых труб, каждый шаг по металлическому полу заставляет вздрагивать. Шуршит полиэтиленовая плёнка, раздаётся скрежет металла. Ещё до начала спектакля зрителей заставляют «выйти из зоны комфорта».
 

Действие разделено на эпизоды, между которыми всё заполняет темнота. Можно лишь догадываться, что произойдёт через секунды. Понятно лишь одно: какой бы ни зажёгся свет, случится что-то не то. Естественно лишь одно: неизбежность королевской смерти.
 

Но Беранже Первый пытается отрицать эту неизбежность, хочет торговаться с бледнолицей (тут вспоминаются выбеленные лица персонажей). Заслуженный артист России Игорь Чирва очень точно изобразил состояния короля, которые можно соотнести с разными человеческими возрастами. Сперва – ребёнок, который (если и знает, что умрёт) планирует ещё много лет наслаждаться жизнью. Потом – взрослый, о прошлых злодеяниях которого рассказывают другие герои. И под конец – старик, что в последние минуты пытается если не оставить о себе какую-то память, то хотя бы утянуть за собой как можно больше других людей. Чтобы кто-то умер раньше. Чем-то Король напоминает старого цепного пса: его уже не боятся, а к трону привязывают скорее по старой памяти.
 

Безжалостна на грани безумия Королева Маргарита (артистка Евгения Гайдукова). Её образ ассоциируется с драконом, мстительным и тщеславным. Но как раз она один из наиболее рациональных персонажей.
 

Иррациональное начало выражено в Королеве Марии (артистка Анастасия Пушилина). Она пытается быть похожей на умирающего лебедя, отгораживая от жизни краем юбки себя и венценосного супруга. Вот только юбка, как и её уговоры, прозрачна.
 

Ещё одна хладнокровная рептилия в этом государстве – Доктор (артист Александр Братенков). Он, как питон, заглатывает жертву целиком, начиная с ног, чтобы дольше смотреть ей в глаза.
 

Джульетта (артистка Анастасия Шинкаренко) получилась довольно юркая, временами напоминающая крыс, которых она держит в руках.
 

Страж (артист Роман Мосьпан), как наглый кот, уже не подчиняется приказам хозяина-короля. Если он и ловит крыс, то только чтобы утолить голод, но не избавить королевство хотя бы от этих врагов.
 

Спектакль близится к концу. И вот сидит Король, в грязной майке-алкоголичке и помятой короне, а белый грим с его лица почти смыт. Возникает ощущение, что именно сейчас он наиболее близок к «нормальному» состоянию. И после смерти, лишённый короны, он уже – обычный человек.
 

Основной темой постановки, безусловно, становится смерть и её неизбежность. Здесь тесно переплетаются индивидуальное и общечеловеческое. Государство и Король гибнут вместе. Но разве Беранже Первый – это не каждый из людей и не все мы вместе?
 

Спектакль «Король умирает» содержит в себе множество отсылок, каждая из которых углубляет спектакль, наполняет его дополнительными смыслами. И раз за разом зрители будут кого-то узнавать в Короле, к примеру, Гитлера. А он будет умирать, потому что должен. А спектакль должен жить.

 

Увидеть постановку "Король умирает" можно сегодня и завтра на Другой сцене Иркутского академического театра.

Фото: 
Роман Кириченко
Автор: 
Людмила Чипизубова
25.05.2016