Будь в курсе
событий театра

Артисты Иркутского театра привезли в Читу спектакль «Прощание с Матерой» по знаменитой повести Валентина Распутина (ГТРК Чита)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Чите продолжает свое торжественное шествие фестиваль Олега Лундстрема. Это не просто череда концертов и спектаклей, а настоящее содружество искусств и причудливое переплетение джаза, классической музыки и театра. Напомню: мероприятие открылось в конце сентября. Участники фестиваля побывали с гастролями и в районах края. Сегодня же состоится еще одно яркое событие. В столицу Забайкалья приехали артисты Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова. Вниманию читинцев и гостей краевого центра они представят пьесу «Прощание с Матерой» по повести Валентина Распутина. Накануне у нас в гостях побывали исполнительница главной роли, народная артистка России Наталия Королёва и директор театра, заслуженный работник культуры России Анатолий Стрельцов.
 

Бывают такие совпадения, которые не иначе, как знаковыми, не назовешь. Фестиваль Олега Лундстрема проходит в Чите в год столетия российского джаза. В этом же году отмечается 85-летие со дня рождения Валентина Распутина. Лундстрем известен не только как дирижер, руководитель оркестра, композитор, но и как автор джазовых обработок русских песен. Распутин славится своей любовью к малой родине, к нашим истокам и корням. Общее в их творчестве прослеживается невооруженным глазом – патриотизм. Не случайно организаторы мероприятия пригласили в Читу артистов Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова, которые привезли в Забайкалье опять же знаковый спектакль «Прощание с Матерой».
 

Анатолий Стрельцов, директор театра, заслуженный работник культуры России: «Наш край знаменит Вампиловым, знаменит Распутиным, знаменит Евтушенко. В этом году у них были юбилеи. И нам вдвойне приятно, что мы на этом престижном фестивале показываем спектакль по произведению нашего земляка, гениального писателя. Распутина называют совестью нации. А что такое совесть нации - это дух Божий, поэтому нам хочется нашим серьезным спектаклем поговорить о месте человека в этом мире с читинской публикой, которая нам давно знакома. Когда-то мы часто приезжали к вам. На вашем телевидении Ида Петровна Фаерштейн снимала наши спектакли, и здесь какое-то доброе, намоленное место».
 

Спектакль «Прощание с Матерой» в свое время был приурочен к 80-летию писателя. Главную роль - Дарьи - в пьесе исполняет народная артистка России Наталья Королева, одна из любимых актрис Валентина Распутина. Размышляя о смысле пьесы, артистка просит вслушаться в название населенного пункта. Матера соотносится со словами «мать» и «матрица». В нем заключена ДНК русского народа. И как же горько, что у этой деревни с говорящим названием судьба предрешена - ее должны затопить...
 

Наталия Королева, народная артистка России: «Конечно, мне трудно было работать над этой ролью. Все охватить, что написал Валентин Григорьевич в повести, очень сложно, потому что столько возникает ассоциаций, своих мыслей о жизни, о совести и особенно о памяти. Вообще Дарья - любимая героиня у Распутина. Вот чем мне дорог Распутин? Потому что он с такой болью всегда пишет о простых людях».
 

Наталия Королева и Анатолий Стрельцов рассказывают, что свою повесть Валентин Распутин написал, основываясь на реальных событиях. Люди, послужившие прототипами персонажей «Прощания с Матерой», общались с иркутскими актерами, делились с ними воспоминаниями о затоплении родных деревень и переезде на новое место жительства. Они приходили на спектакли и плакали, сидя в зрительном зале. Для них словно воскресали дорогие сердцу воспоминания, возрождалась незримая связь с предками.
 

Валентин Григорьевич говорит нам, что нельзя жить без памяти. Без прошлого и будущего не бывает. Как он это чувствовал еще в те далекие 80-ые годы! Он нас предупреждал, как провидец. У талантливых людей есть такое свойство – он нас направлял. Мне кажется, он задавал нам вопрос: как нам жить, чтобы оставаться людьми? Это очень важно, особенно в наше тревожное время. Сегодня, мне кажется, его произведение особенно остро звучит. Что мы за люди, как мы живем, что такое Родина? Как это глубоко, сколько в этом правды, настоящей, невыдуманной, глубокой правды!
 

Артисты Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова бережно хранят память о Валентине Распутине. Ему часто доводилось бывать в Москве, но он всегда стремился на малую родину – побывать на Ангаре, пообщаться с земляками.
 

Мы часто встречались. Со спектаклем «Последний срок» (он очень любил этот спектакль) мы трижды работали в Москве, и трижды он с таким удовольствием он смотрел этот спектакль и, мне кажется, даже гордился. У нас в театре висит фотография, где улыбающийся Валентин Григорьевич обнимает Наталию Васильевну.
 

Таким Валентин Распутин и остался в памяти иркутских актеров – человеком с тихой, грустной и мудрой улыбкой.
 

Мне все говорят: «Мы никогда не видели смеющегося Распутина. Вы знаете, он был молчаливым и все выражал в книгах. Валентин Григорьевич очень грустно смотрел и констатировал распад наших семейных уз, наших традиций русских. А ведь мы можем сохраниться как нация, как люди только тогда, когда у нас будет, как сказал Александр Сергеевич Пушкин, Любовь к отеческим гробам, понимаете?»
 

Спектакль «Прощание с Матерой» – это не развлечение, а возможность задать себе глубокие вопросы и попытаться найти на них ответы. Это спектакль для тех, кому дороги такие понятия, как малая родина и преемственность поколений.

 

Автор: 
Мария Бова, Марина Мисютина, Арсений Глазков
09.11.2022