Будь в курсе
событий театра

Артисты Иркутского академического театра поставили спектакль «Хроники Нарнии» в театре-студии «Аврора»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Люди, куклы и уникальные декорации составляют спектакль.
 

Пандемия увела на «удаленку» самое главное и ценное, что у нас было – радость общения, возможность делиться эмоциями, обмениваться энергией сопереживания. Поэтому, когда я оказалась среди очень узкого круга приглашенных на театральную премьеру, то прониклась безусловным предвкушением праздника.
 

И одновременно – тревогой: в прочтении маленького незнакомого театрика предстояло увидеть любимую сказку из знаменитых «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса: «Лев, колдунья и платяной шкаф».
 

Об истории создания нарнийских хроник написано немало. Преподаватель истории литературы из Оксфорда, автор проповеднических сочинений, стихов, фантастических повестей, организатор (вместе с небезызвестным Джоном Толкином) кружка христианских писателей, Льюис вдруг был вынужден принять в своем сельском доме детей, эвакуированных из Лондона. Оксфордский профессор пытался найти общий язык с напуганными войной девочками, сочиняя для них сказки, которые и подтолкнули его к началу «Хроник Нарнии». Когда я впервые «вошла» в нарнийский лес со своими детьми, шел 1991 год…
 

Я люблю театр, который не перегружен техническими возможностями. Я люблю театр, в котором луч света выхватывает какой-нибудь простенький табурет на сцене, выходит артист, и начинается чудо. Так все и было в этот раз.
 

Небольшая сцена слабо освещена, на нее выходит человек с книгой, страницы которой пока чисты, но через мгновение на белых листах проступают строчки. Потом слышится перестук колес поезда, появляются главные герои – четверо детей приехали в тихую сельскую местность подальше от войны. В центре сцены нагромождена занавешенная полотном мебель. Два брата и две сестры начинают путешествие по полупустому неприветливому дому. В одной из комнат они находят старый платяной шкаф, вокруг которого теперь и будут разворачиваться все события. На сцене только артисты и этот шкаф, превращающийся то в каморку фавна мистера Тумнуса или домик бобров, а то и в скалу или дворец Белой Королевы.
 

Клайв Льюис писал в «Хрониках Нарнии»: «От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь и услышишь!» Зритель всегда ждет чуда от происходящего на сцене, в сказке – тем более. Может быть, именно потому, что слишком много событий происходит в этой истории, режиссер Иван Гущин выбирает точные и лаконичные средства, которые будят воображение зрителя, и артистам остается лишь несколькими словами завершить картину. Например, все пути, все движение на сцене происходят по направлению часовой стрелки, словно герои следуют своей судьбе по магическому кругу, в центре которого волшебный мир Нарнии. Персонажи этой истории предстают в разных воплощениях: юные исполнители – студийцы и профессиональные актеры, великолепно сделанные куклы, а еще возникают элементы театра теней.
 

Нам хотелось найти пьесу, в которой могли бы работать и дети, и взрослые, – говорит Иван Гущин, актер Иркутского академического драматического театра, он же режиссер спектакля и артист. В театре-студии эстрадного мастерства «Аврора» он вместе с Аленой Бочкаревой, тоже актрисой драматического, работает педагогом.
 

Перед началом работы мы провели кастинг для детского состава. К нам пришли около 30 ребятишек – из нашей студии «Аврора», из других театральных коллективов города и просто те, кто захотел. Выбрали восемь человек и сразу договорились с ними, что этот спектакль будет построен на нашей общей фантазии.
 

И фантазии, прикормленные хорошим театральным вкусом, легкой стайкой парят над сценой. Остроумное использование простого набора вещей в качестве реквизита очень напоминает детскую игру. Вспомните, как легко дети преображают свою комнату в королевский замок, из занавески могут соорудить наряд королевы, а обычным прутиком сражаться, как непобедимым мечом.
 

О библейских мотивах книги написано немало исследований. Историю льва Аслана, удивительного царя Нарнии, который отдает свою жизнь, чтобы спасти мальчика, а потом воскресает и побеждает зло, сравнивают с жертвой Христа. Этот образ воплотить на сцене необычайно трудно. Иван Гущин рассказал, что от актерского представления отказался сразу. Помогло знакомство с талантливым молодым художником Хан-Али Аюбовым, который загорелся идеей спектакля и предложил эскизы оформления. Говорящие звери волшебного леса – Бобры, Орел, а также Аслан – представлены в искусно выполненных куклах.
 

Чтобы на сцене появился лев Аслан, должны работать трое артистов. Сложная в управлении кукла впечатляет грандиозной выразительностью. Бобры, воплощенные в тростевых куклах, забавны и трогательны. Кукольных персонажей мастерски сделали художники-декораторы Татьяна Орлова, Марина Чудинова, Елена Зуева, Игорь Зуев. Чтобы у небольшой театральной труппы появились профессионально сделанные куклы и декорации, потребовалась поддержка, и ее театр получил от министерства культуры и архивов Иркутской области.
 

Репетиции спектакля прерывались из-за ограничений пандемии, настоящей премьеры еще не было по той же причине. Но в театре обещают, что она непременно состоится.

Фото: 
Ольга Соболева
Автор: 
Ольга Соболева
30.12.2020