Будь в курсе
событий театра

Антикварная лавка

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

«Ретро» на сцене драмтеатра
 

Режиссер Александр Ищенко возродил на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова спектакль 30-летней давности по пьесе драматурга Александра Галина «Ретро». Постановка возвращает на подмостки самое старшее поколение актеров, которые вынудят каждого зрителя задуматься о старости и одиночестве. Перспективы открываются не самые радужные.
 

Наверное, многие заметили, что в последнее время Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова делает ставку в основном на молодежь. В труппу активно берут вчерашних выпускников театрального училища, ставят молодежные спектакли, поддерживают театральное движение «Алые паруса» и всячески стараются завлечь в театр именно молодого зрителя. Как будто другой зритель и другие актеры не нужны. Неправильно было бы сказать, что старшее поколение совсем забыто, но главных ролей эти артисты точно не играли давно. И вот эта тенденция нарушена. В новом спектакле заслуженного деятеля искусств России Александра Ищенко «Ретро», ввиду небольшого количества героев, все роли главные. А на них приглашен весь старший состав.
 

Пожилой мужчина Николай Михайлович Чмутин, всю жизнь занимавшийся в родном Курске кровельным делом, перевезен после смерти жены в Москву своей дочерью Людмилой в дом ее мужа Леонида. Старик не выходит на улицу, потому что не может привыкнуть к шумной жизни столицы, и мается бездельем, от нечего делать выполняя по дому работу повара, швейцара и телефонного секретаря. Единственным его другом оказывается голубь, которого он подкармливает. Ему-то и рассказывает он историю своей долгой незатейливой жизни. В квартире, где ему приходится жить, неуютно — повсюду старинная мебель, картины и вазы: муж дочери собирает старину, и дом напоминает антикварный магазин. Чтобы разнообразить досуг тестя, делец Леонид решает женить его, и с этой целью приглашает в гости трех знакомых пожилых дам. Каждой назначено на определенное время, но все три приходят почти одновременно, чем смущают не только хозяина дома, но главным образом новоявленного жениха, для которого история его женитьбы оказывается полным сюрпризом. Бывшая медсестра психиатрической лечебницы, экс-балерина и скромная ночная вахтерша в принципе заинтересованы предложением замужества, но каждую смущает наличие соперниц, в то время как Николай Михайлович не проявляет ни к одной из них никакого интереса.
 

Интрига, безусловно, забавная, да и в программке спектакля значится: «Комедия, да и только...» Однако грустного в постановке оказывается гораздо больше, чем смешного. Это спектакль об одиночестве, о заброшенности, о разочаровании в жизни. Николай Михайлович (его в разных составах играют Виталий Сидорченко и Геннадий Марченко), привезенный в Москву для заботы, осознает, что, в сущности, только мешает дочери — ей некогда им заниматься. Именно поэтому у него возникает желание уехать в деревню к сестре. Примерно так же чувствуют себя и его невесты, великолепно сыгранные Людмилой Слабуновой, Тамарой Олейник и Татьяной Кулаковой (во втором составе эти роли исполняют Галина Байнякшина, Эмма Алексеева, Нина Полякова) — медицинская сестра, которую всю жизнь радовали только больные; взбалмошная балерина, пьющая горькую по утраченной молодости; и уставшая от жизни, отчаявшаяся вахтерша.

 

И вот сидят они в большой и скучной квартире, сливаясь с предметами старины, сами превращаясь в антиквариат, и цепляются за каждую возможность избавиться от оглушающего одиночества. Финал, впрочем, дает надежду на лучшее, но и она не слишком радостная. Самое, на мой взгляд, главное — образ антиквариата (применимый задним числом и к самим актерам, задействованным в спектакле), который со временем, как известно, становится только дороже.

Автор: 
Антон Кокин
16.03.2009