Будь в курсе
событий театра

Анатолий Стрельцов: «В школе прогуливал уроки, чтобы посмотреть на футбол»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Директор Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова рассказал «Комсомолке» о школьных годах.
 

Иркутский драмтеатр для Анатолия Стрельцова не просто рабочее место, а любимое дитя, о котором он заботится вот уже 28 лет. Анатолий Андреевич родился и вырос в Азове, окончил Ростовское театральное училище. Работал артистом в театрах Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска, Ярославля, Архангельска. С 1981 года занимал пост заместителя директора Иркутского драмтеатра, спустя 5 лет стал его руководителем. Анатолий Андреевич отмечен званиями «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», «Почетный гражданин города Иркутска». А каким Анатолий Андреевич был в детстве, как учился в школе, чем увлекался? Своими воспоминаниями он поделился с «Комсомолкой» в рамках проекта «Я - первоклассник!»
 

- Анатолий Андреевич, помните первый в своей жизни День знаний?

- Это было в 1957 году. Но сам день как-то не отложился в памяти, а вот как готовился к 1 сентября, помню хорошо. Мои старшие братья, которые в то время уже работали в Красноярске, привезли мне форму - шаровары, гимнастерку, фуражку, ремень. Единственная проблема была, в том, что мы в детстве ходили все босиком и пальцы на ногах были сбитые, а 1 сентября нужно было идти в школу и надевать сандалии.  Ступни были распухшими и не входили в обувь, и было так больно ходить, что я прихрамывал.
 

- А в какой школе вы учились, какими первыми успехами радовали близких?

- Я пошел в школу №1 города Азова в Ростовской области. В этом городе прошло мое босоногое детство (улыбается). Я был дитя улицы. В то время как другие дети в 1 классе уже умели читать, писать, я не умел ничего. Не привык к дисциплине, а мне нужно было старательно выводить буквы. И, конечно, я первый месяц плохо учился. Считал, что «А» пишется только печатными буквами, ведь я видел как выглядит эта буква в книгах. И не понимал, почему учительница объясняет, что она на письме пишется по-другому. Думал, что люди пишут так же, как в книге. Но потом за меня взялась сестра, и я сидел дома, часами занимался. И  где-то к первому полугодию уже стал хорошо учиться. Да и потом мои братья учились в той же школе, их фотографии висели на доске медалистов, маму все знали, и мне было просто стыдно приносить домой плохие отметки.


- А кто ваши родители?

- Родители мои из настоящих донских казаков. Отец был капитаном каботажного флота, ветеран войны. Плавал по Азовскому и Черным морям. Он рано ушел из жизни, еще до того, как я пошел в школу. Мама - домохозяйка, родила меня в 42 года, воспитывала шестерых детей. Я самый младший. Мама – удивительный человек, она окончила церковно-приходскую школу и поэтому атмосфера в семье была строгая, но добрая. Не было такого, чтобы лупили ремнем. Самым страшным наказанием было, когда мама с тобой не разговаривала. У нее была какая-то серьезная жизненная мудрость.
 

- Расскажите о ваших учителях?

- Учителя еще были те люди, которые прошли войну, мудрые, серьезные. Вот я сейчас вспоминаю, как нам английский преподавала Людмила Иосифовна Скибитская. Во время войны она работала а Лондоне, знала язык в совершенстве. Мы не просто зубрили учебник, Людмила Иосифовна умела нас заинтересовать: она рассказывала о быте, о культуре. И между делом она говорила новые слова. Мы их моментально запоминали. До сих пор помню ее уроки, и даже сейчас на гастролях с иностранцами могу объясниться без переводчика. Потом у нас был замечательный географ – директор школы. Когда он пришел к нам, мы сразу всем классом полюбили географию. Ходили в походы, я даже получил значок «юный турист СССР».
 

- Проказничали в детстве?
 

- А как же! Я в пятом классе убежал с урока на футбол. Кабинет, в котором мы занимались, был на первом этаже, я спрыгнул через окно и побежал на стадион. В тот день был матч с московским «Локомотивом» и мне так хотелось посмотреть игру! Так вот пришел я на стадион, перелажу через забор, потому что денег-то не было на билет, а милиционер мне говорит: «Хоть бы галстук пионерский снял». Сел на лавочку, смотрю матч…, и вдруг оборачивается впереди меня сидящий болельщик. Батюшки, это ж наш завуч! И потом мне в дневнике учительница написала: «Ушел из школы не через двери, а через окно» (смеется). А вот еще был случай. В 8-9 классах я серьезно увлекся физикой, а за одной партой со мной сидел Вовка Кононенко  - хороший парень, но он ничего не понимал в физике. И как раз пришел в школу новый учитель по физике. Он стал со всеми знакомиться - спрашивал по журналу - Сидоров, Петров, Иванов… когда произнес фамилию друга – Кононенко - вставал я. Стрельцов – вставал он. И когда Стрельцова как-то вызвали к доске, смеялся весь класс, потому что он, конечно, получил двойку, а ставили ее мне. Через несколько уроков обман, конечно, раскрылся. Но о нем все помнили. И когда уже медаль в школе получал мы ради шутки с Вовкой, у которого был обычный аттестат, вместе вышли на сцену получать мою серебряную медаль.
 


- Чем увлекались в школе?

-  Я жил в районе судостроительной верфи и там была команда по парусному спорту. Я был матросом, а в 10 классе моего капитана забрали в армию и мне сказали: «Ну, теперь ты капитан!». Ходил на яхте в море. Еще любил рыбалку. А вообще мы, мальчишки, любили плавать на корабле на другой берег Дона. Делали мы так: садились на корабль, а так как там был платный проезд – 5 копеек, мы всей гурьбой заходили на борт, а когда подходил билетер, раздевались, отдавали одежду кому-то одному и все прыгали в воду. Доплывали до берега, а там уже разводили костер, варили уху, в огородах рвали помидоры, огурцы. Как-то даже гуся своровали, зажарили. А потом к нам утром его хозяин пришел и привез нам мешок груш, мол, лучше возьмите, а то все деревья в колхозе поломаете.
 

- Вы лидером в классе были?

- Всегда был ведущим. Не был ведомым. Компания всегда была вокруг меня, футбол я собирал, поход тоже я организовывал…. Может от того, что я лучше всех учился из пацанов. По физике учитель говорил – Стрельцов, ты, пойди, погуляй, чтобы не мешал всем остальным, потому что я знал чуть-чуть больше, чем она рассказывала.
 

- Любили физику, а почему в театральный пошли?

- В принципе я поступал на радиофизику и электоронику, но божья сила меня в другую сторону отвела. Увлекся стэмом – молодежным театром. А вообще мое знакомство с театром состоялось еще в школе. К нам с Ростова приезжала труппа и актеры показывали спектакль.  Перед выступлением всему классу долго рассказывали, что такое театр, как нужно себя вести. Учителя пришли на представление красивыми, как на бал. Что-то было таинственное в этом. Я тогда задумался, актер - простой земной человек, а почему он Гамлетом представляется? А с другой стороны - слова какие-то хорошие говорит. Вот это зацепило.
 

- Анатолий Андреевич, что для вас школа?  

 

- Для меня вся школа связана только с добром. Ведь детство беззаботное – ты не познал подлости, предательства, измены и нет ответственности. Жить радостно. Вот такое это время.

 

Фото: Юлия Пыхалова

Автор: 
Яна Лисина
18.08.2014